Могут ли студенты оценивать качество преподавания?
Студенческая оценка преподавания (СОП) — многолетний опыт российских и зарубежных университетов, позволяющий лучше адаптировать курсы и обновлять содержание дисциплины в соответствии с актуальными запросами и интересами студентов. Как мотивировать студентов участвовать в оценке дисциплин? Как адаптировать методику к изменившемуся в связи с Covid-19 миру и формату обучения? На эти и другие вопросы искали ответы эксперты на круглом столе.
В ходе дискуссии обсуждались такие темы, как институционализация студенческой оценки преподавания и влияние пандемии Covid-19 на ответы студентов в СОП. Кроме того, был рассмотрен мировой опыт студенческой оценки преподавания в различных университетах.
Встреча позволила не только обсудить актуальный вопрос, но и обменяться опытом с коллегами из других университетов. Так, совместно с Томским государственным университетом обсуждались вопросы перераспределения преподавательской и студенческой академической нагрузки, проработки содержания дисциплин и ротации преподавателей. Иван Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ, сделал презентацию о том, как организован и как поменялся в период пандемии СОП в НИУ ВШЭ, какую роль занимает этот инструмент в системе обеспечения качества образования. Так, студенты имеют возможность оценить как работу преподавателя, так и саму дисциплину по 4-м критериям. Важно, что оценка проводится до итоговых экзаменов и сессии. Кроме того, есть возможность оставить текстовый комментарий, которой активно пользуются – за год формируется более ста тысяч замечаний и предложений от студентов, которые получат преподаватели и могут учитывать в доработке методического материала своего курса.
Прошедший круглый стол в очередной раз подтвердил важность оценки курсов студентами для дальнейшего развития университетов. Кроме того, спикерами были предложены нововведения, связанные с ростом популярности дистанционного образования. Помимо очевидных изменений, например, таких, как онлайн-распространение анкет среди студентов, обсуждалась возможность обновления содержания вопросов для большей адаптации опросника под особенности обучения в эпоху пандемии, а также включение в опросник СОП вопросов по проектной деятельности.