• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Бедные тоже платят. Как инвестировать в образование для экономического роста обсудили на семинаре Инобра

Чтобы выявить взаимосвязь между расходами на образование и ростом ВВП, ученые-экономисты провели специальное исследование. О его результатах рассказала профессор департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына. Попробуем разобраться, почему одним расходы на образование помогают набирать экономическую силу, а другим — нет.

Бедные тоже платят. Как инвестировать в образование для экономического роста обсудили на семинаре Инобра

ОБРАЗОВАНИЕ ВЫГОДНО ВСЕМ 
Это подтверждает теория человеческого капитала: все материальные издержки на обучение человек компенсирует в последующем большей конкурентоспособностью на рынке труда. При прочих равных более образованный работник всегда зарабатывает больше. Известен и нематериальный эффект: удовлетворенность от работы у образованных людей значительно выше, чем у необразованных. 

«Оценивая индивидуальные эффекты, я бы обратил внимание на растущую безработицу среди образованной молодежи и ее экономическую неактивность в развитых странах. Да, образованные молодые люди трудоустраиваются по-прежнему лучше, чем сверстники с более низким уровнем образования, но проблема есть, и она с каждым годом обостряется».

Марк Агранович
Руководитель Центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС


НО БОГАТЫЕ ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ 

Отталкиваясь от положений теории человеческого капитала, резонно рассчитывать, что увеличение вложений государственных средств в образование должно вести к экономическому росту и увеличению ВВП. Однако единства по этому вопросу среди исследователей нет. 

«Государственные расходы на образование — это отвлечение средств из одной сферы в другую. Всегда, когда мы говорим о расходах государственного бюджета, мы должны помнить, что любой бюджет ограничен» 

Колосницына Марина Григорьевна
Профессор департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Чтобы проверить взаимосвязь экономического роста и вклада в образование, ученые провели эмпирическое исследование на двух группах стран: участвующих и не участвующих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Затраты государства на образование сравнили с уровнем ВВП с учетом временного лага в 5 и 10 лет. Анализ основывался на панельных данных Всемирного банка за 1995-2018 гг. 

Оказалось, государственные инвестиции в образование работают по-разному в разных группах стран. Если «богатые» получают эффект от образования почти всегда, то «бедные» только в долгосрочной перспективе и лишь на уровне начального образования. Более того, расходы экономически слабых стран на общее среднее и профессиональное образование приводит к сокращению потенциального ВВП. По той причине, что квалифицированные работники просто не могут найти себе применение на местном рынке труда. 

А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ БЕДНЫМ? 
Менее развитые страны сталкиваются с почти неразрешимой проблемой: вклад в профессиональное и среднепрофессиональное образование не приносит ощутимых выгод, потому что высока опасность так называемой утечки мозгов. Получившие высшее и среднее профессиональное образование молодые люди, как более мобильная и активная часть населения, уезжают туда, где их знания могут принести им более высокий доход, чем в своей стране. 

«Вообще говоря, утечка мозгов идет уже на стадии окончания школы. Молодые люди едут в развитые страны, чтобы получить хорошее профессиональное образование, и остаются там, пополняя зарубежный рынок труда. Если мы хотим, чтобы молодежь не уезжала, то должны проводить последовательную политику, направленную на развитие тех секторов экономики, где возможно трудоустройство хорошо образованных молодых людей»

Татьяна Клячко
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

 


Развивающимся странам нерационально финансировать все образование: это отвлекает и без того ограниченные средства из экономики. Поэтому инвестировать необходимо в те направления образования, которые связаны с точками роста экономики. 


Видео семинара доступно
по ссылке. Подписывайтесь на наш youtube и жмите колокольчик, чтобы поучать уведомления о наших событиях.

Презентация доклада (PPTX, 806 Кб)