К вузам отнеслись критически
Компетенции не для всех
Согласно результатам исследования, условия для развития критического мышления создали не все университеты и не для всех студентов. Универсальные компетенции в стандарты высшего образования заложили, а вот механизмов обеспечения результатов на системном уровне нет. В результате университеты могут саботировать изменения, создавая видимость соответствия требованиям, сообщается в диссертации.
«Отсутствие контроля и стимулов Министерство объясняет максимальной свободой вузам самостоятельно выбирать стратегию, — поясняет Корешникова. — Однако, как показывают результаты интервью, вузы этого не делают».
Известно, что развитию критического мышления помогают групповые проекты, методики смыслового чтения. Как показывает исследование, российским университетам для совместной работы не хватает аудиторий, а существующие учебники, задания которых воспроизводятся из года в год, скорее препятствуют работе со смыслами.
Без организационной поддержки администрации университетов в российских вузах преобладают традиционный и малоэффективные типы обучения, а созданием эффективных педагогических условий занимаются отдельные инициативные преподаватели. В основном, представители гуманитарных наук.
Работает личный пример
Большинство преподавателей считает, что их основная роль заключается именно в чтении лекций. Такой подход сам по себе не помогает научить студентов мыслить критически. Однако, если у преподавателей, работающих в традиционной манере, развиты предметно-логическая и организационная компетенции, то вероятность формирования у студентов навыка критического мышления, повышается.
Хорошие преподаватели своим примером помогают студентам усвоить основные концепции предмета и учат смотреть на мир сквозь призму логики изучаемых дисциплин. Их отличают хорошая работа с аргументацией, отказ от догматической манеры изложения материала, грамотная организация занятий. В результате у студентов вырабатываются осознанные критерии истины и умение отбирать релевантную информацию.
Нужна системная поддержка преподавателей, внедряющих методы формирования универсальных компетенций, считает Корешникова. Для этого необходимо модернизировать программы педагогических вузов, в том числе ориентировать их на переподготовку преподавателей. Возможен вариант открытия флагманских магистерских программ по формированию критического мышления, они могут запускаться по конкурсу за счет государственных грантов.
Оценивать, чтобы развивать
По мнению Корешниковой, все усилия по созданию в вузах условий для развитий универсальных компетенций, окажутся тщетными без системы их объективной оценки. Такую ответственность невозможно возложить на преподавателей, поскольку для этого нужны существенные финансовые и временные ресурсы, а также особые компетенции. Решить задачу могут специально созданные центры оценки качества образования.
Использовать полученные в ходе оценки данные необходимо только в целях улучшения образовательного процесса, а не для наказания отстающих. В противном случае есть риск того, что данные начнут фальсифицироваться, уточнятся в диссертации.
Результаты оценки необходимо сделать абсолютно открытыми. Это поможет потенциальным абитуриентам, их родителям сделать выбор в пользу того или иного направления обучения. Возросшая конкуренция между образовательными программами, таким образом, будет способствовать повышению качества обучения. Не менее важно по результатам оценки предоставлять студентам содержательную обратную связь, обсуждать итоги с коллегами.
Поздравляем Юлию Корешникову с успешной защитой!
Корешникова Юлия Николаевна
Институт образования: Аналитик