• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школьники устали от цифровой трансформации – и другие выводы о том, как технологии приживаются в школах – на вторничном семинаре Инобра

На последнем в 2021 году вторничном семинаре Инобра больше всего спорили о том, что вообще такое цифровая трансформация и зачем она нужна школе. Кажется, это главный дискуссионный вопрос – и не только для семинара: по словам докладчиков, разное понимание есть и у самих школ, и у органов управления. Обсудили первые выводы мониторинга цифровой трансформации, который команда Инобр вела на протяжении прошлого учебного года при поддержке коллег из всех 85 регионов России.

Школьники устали от цифровой трансформации – и другие выводы о том, как технологии приживаются в школах – на вторничном семинаре Инобра

«ЖЕЛЕЗО» ЗАКУПИЛИ, НО ЗАЧЕМ?

Мониторинг прошел в два этапа – осенью 2020 и весной 2021 года. Эксперты получили возможность не только изучить документы и, например, сайты школ, но и «живьем» побывать в них. Но главным инструментом стали анонимные электронные анкеты для педагогов, управленцев и учеников. Единственное, что не удалось в полной мере увидеть и проанализировать на этом этапе – как «цифра» меняла образовательные результаты. Доступ к таким данным ограничен, но это, конечно, главное, и исследования будут продолжены.

Первое, что удалось увидеть – под одной вывеской «цифровой трансформации» школы решают совершенно разные задачи. Для одних это компьютеризация – они закупают «железо» и ПО, в основном, для уроков информатики. Другие решали такие задачи лет 20 назад, а сейчас интересуются обновлением цифровых учебных материалов. Третьи пошли еще дальше и обновляют саму систему обучения. Чтобы увидеть всё разнообразие, пришлось делить школы на 6 кластеров. Тем более, оснащенность сама по себе еще мало о чем говорит – немало школ, отлично «упакованных», но отстающих в применении технологий на практике.

«Первое, что нам бросилось в глаза – провал, связанный с использованием технологий старшеклассниками, более-менее характерен для всех кластеров. Школы могут хорошо выстраивать программу цифровой трансформации, но учащиеся не слишком интенсивно и активно используют «цифру» для своих образовательных целей»

Дворецкая Ирина Владимировна
Лаборатория цифровой трансформации образования: Научный сотрудник

Мониторинг показал, что в плане целей все субъекты цифровой трансформации – лебедь, рак и щука. Органы управления считают главным создание специализированных помещений, цифровых библиотек, вопросы безопасности. Для школы основные задачи связаны с образовательными целями. Для международных программ главное – отказаться с помощью «цифры» от границ, в том числе школьного здания, и связать образование с наукой и производством.  


СТРАНА РАЗДЕЛИЛАСЬ ПОПОЛАМ

Несколько особенностей, на которые обратили внимание исследователи. Регионы и, тем более, муниципалитеты недостаточно учитывают местную специфику – программы цифровой трансформации дублируют федеральные документы. В том, что цифровизация в России так централизована, есть и плюсы – это выравнивание регионов, создание единого образовательного пространства. Но, если говорить о борьбе с неравенством с помощью технологий, то с решением старых проблем здесь возникают новые. 

«В России сформировалось такое парадоксальное явление, как цифровое неравенство. Кажется, что цифровая трансформация должна решить проблему неравенства, но видим, что пока этого нет. Страна делится пополам: только половина школ имеет доступ к образовательным платформам»

Заир-Бек Сергей Измаилович
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт 
 

Мониторинг показал, что частные школы тратят больше средств на цифровую трансформацию, чем государственные (всех форм). В самой структуре затрат львиная доля – приобретение техники, софта и услуги связи, и лишь около 10% тратится на учебный контент. По мнению экспертов, эта самая важная статья расходов финансируется недостаточно.


НУЖНА ЛИ ЦИФРОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ ЦИФРОВАЯ ШКОЛА?

С этого вопроса началась часть доклада, посвященная анкетам учеников. Эксперты обратили внимание, что школьной цифровой средой подростки пользуются не слишком активно. Тем более, вайфай им мало где доступен (в среднем в 30% учебных заведений). Более 90% учеников пользуются мобильным интернетом на своих устройствах. 

Две волны опроса показали некоторый рост пессимизма учеников в связи с цифровой трансформацией школ. Так, выросло количество тех, кто не согласен с утверждением, что учителя лучше их разбираются в вопросах «цифры» (с 49,6% до 57,3%). На вопрос «Согласны ли вы, что цифровая трансформация школы помогает вам лучше усваивать образовательный материал?», положительно ответили сначала 26%, потом – 19% школьников. 

«Мы увидели определенную усталость школьников от цифровой трансформации. Это видно по динамике ответов почти по всем вопросам анкет. Больше подростков соглашаются с тем, что им стало сложнее разбираться в учебном материале. Всё больше несогласных с тем, что технологии помогают сократить время на домашние задания».

Савицкий Кирилл Леонидович
Лаборатория цифровой трансформации образования: Эксперт

Впрочем, не все согласились с такой постановкой вопроса. По мнению одного из дискуссантов, Михаила Свердлова – директора по развитию университета SkyPro, главную роль играет то, что две волны исследования проводились в начале и в конце учебного года: «Если бы мы спросили, устали ли вы от учителей, от учебников, динамика была бы такой же».


ТВОРЧЕСТВО ОСТАВИМ УЧИТЕЛЮ

Участники дискуссии дали несколько советов для продолжения исследований. Так, заслуженный профессор Вышки Виктор Болотов считает, что нужно включить в дальнейшие исследования семью как важного субъекта цифровой трансформации образования, и изучить, как развивается цифровая дидактика: «без нее сколько железа ни напихай в школу – ничего не произойдет».


«Давайте откажемся от «цифровой школы» и будем говорить о школе в цифровой среде, как сейчас начинают в Европе.Рутинная работа компьютеру, а творческая работа и воспитание – учителю: так и будет»

Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель

«Еще хотелось бы понять, как цифровая трансформация влияет на семейное образование. Сейчас очень противоречивая картина. Одни говорят, что наметилось «убегание» из школы, потому что появилось много других возможностей учиться. Другие, что все настолько соскучились по офлайну, что еще теснее сплотились вокруг школы. Хотелось бы исследовать не только школу, но и тех, кто убежал и кто вернулся». 

Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник

«У меня есть ощущение, что большинство активностей, связанных с цифровой трансформацией в государственной системе школ, говорят про возможности, а не про результаты. Например, когда мы говорим о доступе: ведь важно, не у кого есть доступ, а зачем он нужен и что меняет в системе».

Михаил Свердлов
Директор по развитию университета SkyPro

Видеозапись семинара доступна по ссылке.

Материалы мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций в субъектах РФ можно посмотреть здесь.

 

Презентация (PPTX, 4.03 Мб)