• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Научим создателей « магистратур будущего »: Анатолий Каспржак написал монографию – как настроить учебу для очень занятых специалистов

В России есть термин «прикладные магистратуры», но почти нет их самих. Нет даже четкого представления, что это – только общие слова про «особую связь с практикой, с производством». Между тем, за ними будущее: уже сегодня студенты массово работают и не могут, как раньше, подстраиваться под расписание и форматы обучения, предложенные вузами. Об этом и о том, как рождалась в Инобре новая магистратура – пособие Анатолия Каспржака «Магистерская программа «Управление образованием» как модель прикладной магистратуры», которое стало первой книгой, выпущенной в новой серии «Подготовка профессионалов для нового образования».

Научим создателей « магистратур будущего »: Анатолий Каспржак написал монографию – как настроить учебу для очень занятых специалистов

Анатолий Каспржак – заслуженный профессор Вышки, в прошлом один из  создателей концепции современного гимназического образования в России, директор Московской городской педагогической гимназии, сотрудник, а затем – ректор Шанинки. Это и определило, что магистратура «Управление образованием» начиналась как совместная программа двух вузов: МВШСЭН и НИУ ВШЭ. С момента создания ее формат был необычным для российской магистратуры, подход к управлению – нетипичным для нашей системы, но главное – она отличалась по целеполаганию, решаемым задачам. Исследования показывали, что реализуемые в то время (как, впрочем, и сейчас) программы дополнительного образования для директоров школ ориентированы на административные функции – руководство персоналом, управление финансами, хозяйственные вопросы. Назначением новой программы была подготовка лидера в области управления образовательной деятельностью школы. «Отсюда и название: «Управление образованием». Не организацией, а именно образованием. Это должно быть выражено и в создании общей педагогической культуры в школе, и в руководстве процессами, и в обеспечении качества образовательных программ», – пишет Анатолий Каспржак.

Авторы конструировали новую магистратуру, базируясь на принципах англо-саксонского университета – помогли коллеги из Манчестерского университета, которые на начальном этапе были партнерами российских вузов. Но именно партнерами, не руководителями, жестко определяющими «правила игры», что позволило органически соединить лучшие российские и английские практик. Учебный план состоял из модулей, важным элементом программы стали ситуационные игры, практика проводилась в школах, в которых группы студентов выполняли реальные, значимые для организаций проекты и т.д. Главное, что отличало программу от традиционных магистратур – большая  степень свободы в выборе не только учебных дисциплин, но и способе их освоения. «Нужно учесть, что включенность российских студентов в производственную деятельность стала массовой̆, – пишет Анатолий Каспржак. – В ближайшем будущем «встреча» студента и преподавателя сможет состояться, если не студенты будут подстраиваться под предложенное им расписание, как это происходит сейчас, а университет начнет подстраиваться под возможности студента».

Десять с лишним лет истории программы «Управление образованием» показали, что новая модель магистратуры не просто  работает, но и  востребована ведущими университетами России. В 2020-м аналогичная  магистратура при поддержке специалистов Инобра появилась в Дальневосточном федеральном университете (сетевая программа с НИУ ВШЭ), на очереди еще несколько партнерских программ. Сам Анатолий Каспржак в этом году передает пост научного руководителя магистратуры своим выпускникам, чтобы сосредоточиться на новой программе Инобра для управленцев – специальном треке аспирантуры. Это, судя по всему, и побудило автора к рефлексии результатов проекта, которым он руководил два десятилетия.

Монография –  рассказ не только о том как создавалась магистратура, но и размышление на тему, как рождалось новое представление о директоре российской школы, ответить на вопрос, каким должен быть ее руководитель как лидер образования, «главный конструктор», реализуемых ею образовательных программ. По сути, это учебное пособие, материал для размышления для тех, кто приступает к созданию или модернизации прикладной (профессиональной)  магистратуры. Одна из глав так и называется – «В помощь разработчику магистерской программы».

 «В новой серии «Подготовка профессионалов для нового образования» будут публиковаться наработки наших преподавателей, академических руководителей программ, кураторов ключевых направлений образовательной деятельности – с целью проанализировать, осмыслить накопленный опыт и поделиться им с профессиональной аудиторией», – пишет в предисловии Татьяна Хавенсон, директор Департамента образовательных программ Инобра. 


Книгу Анатолия Каспржака можно прочитать по ссылке.