• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Множество интеллектов» встретятся в Инобре – автор всемирно известной теории Говард Гарднер поделится новым взглядом на высшее образование


«Общество, управляемое только «умными» людьми, вполне может уничтожить и себя, и весь мир». Этой фразой Говарда Гарднера, одного из самых известных в мире специалистов по познанию, часто иллюстрируют его же теорию множественного интеллекта – и вообще утверждение, что мир для «разных» людей. Настолько «разных», что даже в одном человеке могут уживаться парадоксально различные способности – и ребенок, который очень медленно умножает, может оказаться гораздо более талантливым в математике, чем тот, у которого таблица умножения отскакивает от зубов. 15 февраля в 16:00 Говард Гарднер выступит на открытом семинаре Института образования ВШЭ.

«Множество интеллектов» встретятся в Инобре – автор всемирно известной теории Говард Гарднер поделится новым взглядом на высшее образование

О его теории множественного интеллекта ученые всего мира спорили еще 30 лет назад. В 80-х профессор Гарвардского университета Говард Гарднер выпустил книгу, в которой доказывал, что у ребенка нет какой-то «главной» способности к чему-то (или вообще шкалы «способный» – «неспособный»), а есть множество интеллектуальных особенностей, почти не показывающих связи между собой. По нынешним временам это почти мейнстрим – но как раз во многом потому, что педагогическая наука США и мира взяла на вооружение этот подход. Сейчас про ребенка не скажут, что он «тупой» или «отстающий», а будут искать сферу, в которой могут раскрыться его способности. Впрочем, Гарднера и критиковали за его идеи, доказывая, что разные стороны интеллекта всё же показывают бОльшую связь друг с другом, чем он утверждал.

Для самого Говарда Гарднера теория стала лишь одной из многих открытий в области когнитивного развития и нейропсихологии, благодаря которым его называют одним из самых влиятельных ученых в образовательной теории и практике. Если обобщать, ключевой вопрос, на который он ищет ответ – что такое взрослость, то есть, «какие когнитивные способностей позволяет человеку выполнять набор взрослых ролей в разных культурах?». Актуальный вопрос для российского образования, судя по тому, какие дискуссии идут вокруг скандальной истории девятилетней студентки МГУ.

Высшее образование как раз и станет темой выступления Говарда Гарднера на открытом семинаре Вышки. Вместе с коллегой по Гарварду и соавтором, профессором Венди Фишман, он расскажет о книге «Реальный мир колледжа: что такое высшее образование и каким оно может быть». По мнению Фишман и Гарднера, высшее образование в США потеряло свою ключевую миссию – повышать “higher education capital” – помогать учащимся мыслить хорошо и широко, ясно выражать свои мысли, исследовать новые области и быть открытыми для возможных преобразований. Но если университет перестает играть такую роль, то что придет ему на смену?  

Регистрируйтесь на семинар заранее, готовьте вопросы и ожидайте яркой дискуссии. Онлайн-встреча будет доступна и на английском, и в синхронном переводе на русский. Регистрация по ссылке.