Чему детей и взрослых могут научить «ловушки» и «неберушки» – задачное творчество для олимпиад и не только обсудили на вторничном семинаре Инобра
«КАК ПРИДУМАТЬ ТАКУЮ ЗАДАЧУ?»
«На той стадии облысения, на которой я нахожусь сейчас, наблюдается странный эффект. Когда голова мокрая, волосы темные и редкие – просвечивает череп, а когда сухая – светлые, но череп не просвечивает. Почему?» Так выглядел один из вопросов в знаменитом задачнике Леонида Ашкинази по физике, и, кажется, из-за необычной подачи он всем особенно запомнился – как пример того, что и к задачам по оптике, и к чему угодно в обучении можно найти самый нетривиальный подход.
Люди ценят головоломки, квесты, интересные задачи. Создаются учебные задания по конструированию задач. В психологии и методике это целое искусство – постановка задачи самому придумать задачу. Обучению учеников конструированию задач посвящаются статьи, сборники, монографии. При всем при этом нет сколько-нибудь систематизированных психологических работ, посвященных анализу того, как люди создают, конструируют проблемы и вопросы для других. Важный для меня исследовательский вопрос – как мыслит создатель проблемной ситуации или задачи.
Методики по созданию задач для образования обрывочны. Так, например, известно о практике составителей олимпиадных заданий – желательно в каждом варианте придумать утешительную задачу, чтобы участник олимпиады в крайнем случае мог решить хотя бы одну. Но она должна быть не очевидно утешительной, иначе это будет обидно. «Вот как придумать такую задачу?» – задается вопросом Александр Поддьяков.
ОТ ПРОСТУШЕК ДО «НЕБЕРУШЕК»
Классификаций задач все еще мало. Интересную предложил математик Сергей Беляев – «простушки», «ловушки» и «неберушки». Первые – простые, изящные, короткие, способные и очаровать, и научить, и проверить понимание пройденного. Они могут правильно расставить акценты в ходе преподавания материала, указать на его тонкие места, подчеркнуть метод.
«Ловушки» – задачи с двумя решениями, одно очевидное, но долгое, второе простое, но неочевидное, нужна сообразительность и тонкое понимание материала. Часто такие задачи обнаруживают неожиданно глубокое содержание лишь в свете полученного ответа – «начинаешь уважать за это задачу, которая казалась простой», – подчеркнул Александр Поддьяков.
«Неберушки» – крайне сложные для решения задачи, их целесообразно предлагать сильным ученикам для самостоятельной работы. Их же недобросовестные преподаватели используют для целенаправленного завала на экзамене. Особое искусство сделать задание внешне простым, чтобы в итоге заявить студенту «Вы же элементарных вещей не знаете».
«ЕСЛИ НЕИНТЕРЕСНО – ЭТО ПРОВАЛ»
Александр Поддьяков представил три области задачного творчества с примерами, которые сам же разработал. В первом случае это создание исследовательских объектов типа головоломок, которые дети изучают сами без участия взрослого. Во втором – так называемы нетранзитивные объекты, которые находятся в нетривиальных отношениях превосходства. Это принцип игры «Камень-ножницы-бумага». В третьем – олимпиадные задания для школьников по психологии.
При разработке объектов типа головоломок надо учитывать, что они должны вызывать и постоянно поддерживать интерес. Потому что если, например, участнику теста на IQ неинтересно задание, то это не проблема, он всё равно будет его проходить. А если участнику неинтересно задание теста исследовательского поведения, то это провал, профессиональная неудача разработчика.
Поддьяков Александр Николаевич
Департамент психологии: Профессор
Приборы-головоломки, изготовленные Александром Поддьяковым и показанные участникам семинара, представляли собой устройства с кнопками и окошками, которые открываются при нажатии этих кнопок, либо загораются лампочки. Ребенок нажимает разные кнопки, постепенно находит комбинации, при нажатии которых происходит что-то неожиданное, исследует все варианты. «Я хотел показать, что дошкольники способны осуществить полный комбинаторный перебор четырех факторов», – объясняет автор. Использование более сложного прибора, когда кнопки должны нажимать два участника, превращается в целый психологический эксперимент.
Другой тип задач и приборов иллюстрировал принцип «Камень – ножницы – бумага», когда объект А оказывался сильнее, чем объект B, B – сильнее, чем объект С, а C (внезапно) – сильнее объекта А. Этот принцип давно исследуется и создателями игр, и учеными – в качестве примера приводились и нетранзитивные игральные кости, и закономерности из биологии, и так называемый «рободарвинизм», построенный на закономерностях того, как устройства из шоу «Битвы роботов» побеждают друг друга. Александр Поддьяков продемонстрировал, какие типы задач и игрушки могут увлечь ребенка или взрослого и заставить искать закономерности – для детей это были, например, конструкции из шестеренок, а для взрослых – нетранзитивные шахматные композиции.
Цели создания задач могут быть самыми разными: конструктивными (обучение), деструктивными (наказание за любопытство, попытка завалить на экзамене), диагностическими, направленными на возбуждение эстетических и игровых эмоций – как, например, в квестах, и так далее. Создание проблемных ситуаций и задач психологически важно для человека, это малоизученная творческая область, в отличие от решения задач, и для системы образования, для педагогики и психологии важно начать изучение этого феномена.
Поддьяков Александр Николаевич
Департамент психологии: Профессор
Поддьяков Александр Николаевич
Департамент психологии: Профессор