Развивать soft skills в вузах будем вместе – пять университетов создали консорциум, чтобы сделать «гибкие навыки» частью высшего образования России
В России создан «Консорциум вузов по развитию универсальных компетентностей» – соглашение об этом подписали Вышка, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Томский и Тюменский государственные университеты. В каждом из этих вузов действуют наиболее передовые программы по развитию soft skills – «гибких навыков» у студентов, а также ведутся исследования в этой области. Университеты объединяют усилия, чтобы предложить программы по развитию навыков, их измерению и оценке для всего высшего образования.
Гибкие, мягкие навыки, универсальные компетентности – у soft skills много названий, а понимания, как именно их развивать в системе высшего образования, гораздо меньше. Обычно в этот список включают навыки критического мышления, коммуникации, командной работы, креативности, правовой и экономической грамотности… Словом, всё, что позволяет выпуститься из вуза не только со знаниями по своей профессии, но и с умением самостоятельно решать проблемы и не теряться перед реалиями изменчивого мира. Тем более, профессию можно поменять, а soft skills необходимы всегда.
В стандартах высшего образования о soft skills сказано очень коротко – практически это сводится к декларации о том, что нужно их развивать. Студенты должны научиться критически мыслить, быть креативными и т.д. – а как именно, стандарты не объясняют. Пока в России нет ни общепризнанных учебников, ни универсальных программ и методик. Как следствие, гибкие навыки у российских студентов развиты слабо – это подтверждалось, в том числе, исследованиями Инобра.
Пять вузов, создавших консорциум, внедрили у себя масштабные программы по развитию универсальных компетентностей. Например, это модули по коммуникации, безопасности, логике и аргументации в УрФУ, целый блок soft skills в бакалавриате и магистратуре ИТМО, «ядро бакалавриата» из взаимосвязанных дисциплин в ТГУ, майнор 4К и проектное обучение в Вышке, и многое другое. Кроме того, Инобр ВШЭ ведет целый ряд исследований, связанных с развитием soft skills – это одна из ключевых тем для Лаборатории проектирования содержания образования, а Центр психометрики и измерений в образовании разработал несколько инструментов, которые применяются и в Вышке, и в других вузах. Они позволяют измерять навыки критического мышления у студентов, их правовую и экономическую грамотность, цифровые компетенции.
У консорциума пять главных задач: организовать совместные исследования, предложить высшему образованию разработки – это и инструменты измерений, и банки практик, и методики. Организовать общими усилиями повышение квалификации преподавателей вузов, привлечь студентов к участию в образовательных практиках в новом качестве и проводить мероприятия российского масштаба. Речь, в частности, о чемпионате по soft skills, который в пилотном режиме уже проходил в УрФУ и ТГУ.
«Коллеги долго и успешно занимаются формированием навыков, мы их исследуем, хотелось бы общими усилиями найти лучшие практики, которые масштабируются, и ответить на исследовательские вопросы. Пока все системы развития навыков выглядят очень разными, мы вместе обсуждаем их на исследовательских семинарах, ищем общую позицию. Наш исследовательский интерес – установить, какие практики что именно формируют, и насколько успешно. Практическая задача – распространить практики не внутри нашей пятерки, а вовне, предложить их российским вузам»
Помимо исследовательских семинаров, которые проходят на базе лаборатории, в Инобре наметили выпуск монографии, посвященной развитию универсальных компетенций в российских вузах. Ожидается, что ее подготовят в этом году. Также соглашение о создании консорциума предполагает совместные исследования пяти вузов, обмен данными, мероприятия и серию публикаций.
Пащенко Тарас Валерьевич
Лаборатория проектирования содержания образования: Заведующий лабораторией