• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Назад в будущее – эксперты оценили, какие из прогнозов Анатолия Пинского сбылись, какие нет, и почему

Выдающегося педагога и организатора Анатолия Пинского нет с нами больше 15 лет, но те, кто проектирует образование, постоянно обращаются к его имени и наследию. Своего рода взглядом в будущее стала книга учёного «Новая школа», выпущенная в 2002 году. К 20-летию книги Вышка провела международную конференцию – ее организовал Центр общего и дополнительного образования, носящий имя Анатолия Аркадьевича, а участниками стали исследователи из России, Канады, стран Европы и Азии. В формате симпозиумов и круглых столов эксперты искали ответы на вопрос, какие из прогнозов Анатолия Пинского сбылись, какие нет, и почему.

Назад в будущее – эксперты оценили, какие из прогнозов Анатолия Пинского сбылись, какие нет, и почему

«Все, о чем говорилось в книге «Новая школа», в той или иной степени стало реальностью – на 90%. На какую бы точку образовательного пространства РФ мы ни кинули взор, изменения последних 15 лет были заложены Пинским. Он положил начало очеловечиванию российской школы. Наша задача – исследовать, что не сбылось, что пошло не так».

Ефим Рачевский
Директор школы № 548 «Царицыно»

Об Анатолии Пинском вспоминали как об одном из создателей российской системы образования, вальдорфской школы в России, журнала «Вопросы образования» и нашего института. По мнению выступавших на открытии конференции академика РАН Алексея Семенова и ректора МГПУ Игоря Реморенко, главные преобразования, к которым вел школу Анатолий Пинский, касались ее гуманизации и изменений в экономике образования. 


Все выступления на открытии конференции можно посмотреть здесь.  


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – НЕ ПО ПИНСКОМУ?

Индивидуализация – главная мысль книги «Новая школа». Возможность учиться по индивидуальным траекториям сегодня заложена во ФГОС. Но та ли это индивидуализация, которую предлагал Пинский? Об этом размышляли участники круглого стола «Организационные, педагогические и цифровые инструменты индивидуализации / персонализации образования. Перспективы комплексной модели» .  

Вопрос, есть ли в России реальный заказчик индивидуализации образования, остается открытым. По данным Росстата, в 2021 году чуть больше 2% школьников учились в сетевой форме и меньше 1% — по индивидуальным учебным планам. Интересные кейсы появляются, но пока все это выглядит как тренд, задаваемый “сверху” и отторгаемый “снизу”. Прогноз Анатолия Пинского не сбылся: массовая школа по-прежнему избегает работы по индивидуальным образовательным траекториям. Отдельные школы и муниципалитеты, вдохновленные идеями Пинского и опираясь на ФГОС, дают своим ученикам возможность построить индивидуальные образовательные траектории – такая работа идет, например, в ЯНАО, о ней рассказала советник губернатора Ирина Сидорова. Участники круглого стола обсуждали культуру тьюторского сопровождения,  проблемы персонализации в европейских школах, спорную роль цифровых платформ в современном образовании. 

 «Идет имитация персонализации. Раньше школы была, как труба, по которой все несутся потоком. Сейчас для ребенка создана ситуация псевдо-выбора».

Мария Гончар
Заведующая кафедрой МПГУ

Видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь.


ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ РОДИТЕЛИ?

20 лет назад Анатолий Пинский высказал мысль, что рыночные механизмы (родительский спрос и конкуренция за его удовлетворение) помогут школе создавать и предлагать разнообразные программы. Этот прогноз не сбылся: через два десятилетия оказалось, что у средней российской семьи нет запроса на индивидуализацию обучения. Об этом рассказала Наталья Чеботарь, экс-директор по стратегии и исследованиям «Яндекс.Образования», во время круглого стола «Приключение “Нормальной школы’’ на рынке образования: результаты эксперимента» .

 «Что родители хотят и за что готовы платить? Это – хорошие оценки в школе, и неважно, чему там учат. Это – английский язык и поступление в вузы на бюджет. Победы на олимпиадах интересуют родителей только с этой стороны. Они готовы вложиться в гарантированный доход ребенка в будущем. Айтишники зарабатывают много, отсюда –  интерес к математике и шахматам. Но за целостное развитие, за культурную сферу, за критическое мышление, за исследовательские навыки родители платить не готовы».

Наталья Чеботарь
Экс-директор по стратегии и исследованиям «Яндекс.Образования»

Марина Пинская,  доцент кафедры образовательных систем и педагогических технологий Одинцовского филиала МГИМО, напомнила, что «родители не хотят изменений потому что боятся, что будет хуже. Это здоровый страх». Семьи не смогут усвоить базовые гуманистические ценности, декларируемые школой, пока образовательные организации будут пренебрегать формированием образовательных сетей, просвещением родителей и созданием Управляющих советов. 

За двадцать лет после выхода «Новой школы» изменились законодательство и технологии. Но уровень родительского доверия к школе остается неизменным, то есть низким. 

«Предлагаем ли мы новую или нормальную школу, мы всегда столкнемся с тем, что за всеми новыми явлениями в  образовании нашему обществу видится что-то опасное».

Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра

Видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь.


ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ – «НА ВЫРОСТ»

Анатолий Пинский и его единомышленники мечтали о прозрачной школе, чья деятельность опирается на соблюдение законов. За двадцать лет в России сформировалось новое поколение специалистов по образовательному праву. Активно эту работу ведут в НИУ ВШЭ: наши юристы помогают снимать правовые барьеры на всех уровнях образования, создают правовую основу для введения индивидуальных учебных планов, сетевой формы реализации образовательных программ и т.п.  Какие кейсы были самыми удачными и что не получилось? Об этом размышляли участники круглого стола «Образовательное право, как инструмент поддержки институциональных изменений в российском образовании» . 


«Потенциал, который заложен в Законе об образовании, во многом не реализован. Это – закон «на вырост», и нам понадобится 7-10 лет, чтобы реализовать его возможности» 

Алексей Майоров
Заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы по образованию и науке.

Екатерина Сафронова, заместитель руководителя Аппарата Совета Федерации по науке, образованию и культуре, отметила, что за 20 лет после выхода «Новой школы» количество нормативно-правовых актов, связанных с образованием, растет с каждым годом. «За это время мы не смогли прийти к конвенциональному определению понятия «качество образования», — напомнил Семен Янкевич, заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ. Участники круглого стола говорили о «базовой культуре контроля и недоверия», которая сложилась вокруг школы, и о разных трактовках законов чиновниками. 

Видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь.

О том, что современные исследователи и практики образования думают о других прогнозах Анатолия Пинского и об итогах 20-летия после выхода «Новой школы», расскажем в ближайшее время.