Высшее образование раскидывает сети – на открытом семинаре Инобра обсудили «распаковку» университетов
ПРИБЫЛЬ – ХОРОШО, НО НЕ ГЛАВНОЕ
Вузы все чаще достраивают учебные планы бакалавриата и магистратуры дополнительными блоками, модулями, курсами по выбору, которые реализуются не в самом вузе . В результате студенты могут настроить обучение под свои интересы. Многое при этом зависит от грамотной «распаковки» – то есть от того, как модули других вузов или даже организаций, не связанных непосредственно с образованием, встроены в базовую программу.
Создание качественных модулей и курсов в цифре – затратное дело. Оно требует взаимодействия многих специалистов, качественной IT-инфраструктуры, больших организационных усилий и финансовых вложений. Поэтому, как правило, студентам доступ к таким ресурсам предлагают на платной основе. Но желание разработчиков получить прибыль – не главный драйвер. Важнее четко сформированный запрос студентов и интерес работодателей к современным программам, заточенным под практику.
«Реальным секторам экономики, где развитие «цифры» идет опережающими темпами, нужны такие специалисты, которые были бы готовы сразу, без переучивания, начать работать в той или иной компании. Высокотехнологичный бизнес заинтересован, чтобы университеты объединялись и создавали сетевую программу, близкую к их требованиям. А компании гарантировали бы трудоустройство выпускников».
«РАСПАКОВАТЬ» ТРУДНЕЕ, ЧЕМ «ЗАПАКОВАТЬ»
Создавая гибкую программу, университет и компания-разработчик взаимодействуют, обмениваются уникальным опытом. «Вуз дает программам академическую базу и экспертную поддержку. Компания-разработчик обладает ноу-хау в области маркетинга и дистрибуции, цифровизации и эффективной подачи контента. В итоге получается классный, высококачественный продукт. Вектор основных усилий смещается в сторону качества образования, приближения его к современным запросам. Это ближе к социальной миссии, а не к материальной выгоде», – замечает Елена Гусева, руководитель проектов Online Degree Дирекции онлайн образования НИУ ВШЭ.
«Распаковку» программ ускорила пандемия, точнее, тотальный переход вузов к дистанту или в гибридный формат обучения. Самые сильные образовательные программы получаются при взаимодействии компаний-провайдеров, университетов и бизнеса. Но даже такой качественный продукт не всегда удается эффективно и быстро интегрировать в программу вуза.
ГЛАВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ГОЛОВЕ
Не все вузы готовы воспринимать новый формат. Основные причины – общий консерватизм, непонимание очевидной выгоды образовательной коллаборации. «Главные барьеры в голове, особенно у руководства университетов. Все остальные ограничения – организационные, нормативные, экономические, технические – лишь производное от главного», – говорит Екатерина Любимова, проректор по образованию АНО «Университет 2035».
Многие университеты пока боятся конкуренции внешних продуктов со своими внутренними программами. Часть из них заявляет о трудностях с включением сторонних модулей в расписание. Там, где вузовская среда не обладает нужной гибкостью, сроки создания и “распаковки” программ растут или процесс тонет в бесконечных согласованиях. Преподаватели боятся, что новая сетевизация вузов с внешними поставщиками образовательных ресурсов негативно отразится на их занятости, учебной нагрузке, статусе.
Все эти барьеры можно снять, считают участники круглого стола. Например, переподготовкой сотрудников вуза и преподавателей, компетентным сопровождением программы со стороны вуза-разработчика.
«Нужны лидеры, ледоколы, которые первыми проложат путь, воплотят в жизнь сам принцип. Я ее [«распаковку» - ред.] понимаю, в первую очередь, как возможность строить свою личную траекторию внутри вуза с включенностью в программы вузов-партнеров. Это должно стать массовой историей. Тогда проблем в головах уже не будет».
Павел Музыка
Главный архитектор платформы индивидуальных образовательных траекторий Modeus (IT-компания Custis)
У СЛАБЫХ ЕСТЬ ШАНС ПРОКАЧАТЬСЯ
Университеты должны поменять логику конкуренции на логику партнерства, выгодного всем. Работодатель получает специалиста, адаптированного к запросам и требованиям, которые предъявляет современный рынок труда. Региональные вузы, заключив сетевой договор, дают студентам дополнительные возможности – можно получить знания от лучших и наиболее сильных университетов страны, не покидая родной город и стены alma mater.
«80 процентов наших студентов – работающие люди. Уже сейчас, после первого семестра они понимают, что могут применять полученные знания на рабочем месте. Многие получили предложения пройти оплачиваемые стажировки в крупнейших технологических компаниях страны».
Ольга Сохнева
Руководитель направления «Высшее образование» компании «Нетология»
Сильные университеты, создавая в партнерстве с IT-компаниями такие программы, укрепляют свои позиции как проводников современных форматов высшего образования. Финансовый аспект тоже важен: “распаковка” и новая сетевизация приносят доход и вузам, и компаниям-разработчикам. В развитие новых форматов образования вкладывает средства и государство – через национальные проекты, федеральные целевые программы.
«Реальность такова, что рано или поздно факт сетевизации придется принять всем. Те, кто сможет в нее встроиться, сохранив свои интересы, свою позицию, выиграют. Кто не захочет встроиться – проиграет. Главное – начать движение. Может быть, у слабых даже есть преимущество – им нечего терять. Сильные останутся сильными, а вот слабые имеют шанс прокачаться», – заключает Павел Музыка, главный архитектор платформы индивидуальных образовательных траекторий Modeus ИТ-компании Custis.
Нина Яныкина
Ректор АНО «Университет 2035»