• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«В высоких кабинетах только что-то затевают, а ты уже понимаешь, что к чему» – семь новых умений, полученных выпускниками «Управления образованием» — к юбилею программы

В «Волшебнике Изумрудного города» каждый – Лев, Страшила, Железный дровосек – шел в сказочную страну за каким-то одним главным качеством. Одному не хватало храбрости, другому ума, третьему сердца. У реальных людей всё сложнее, но это очень важно – понимать, зачем ты идешь, например, учиться. Тем более, если ты уже взрослый, состоявшийся человек, который и так успешно строит карьеру.

На днях наша магистерская программа «Управление образованием» отмечает 10-летний юбилей. Судя по отзывам студентов и выпускников, она не перестает удивлять – и для каждого, будь ты хоть директор школы, хоть владелец бизнеса, устраивает капитальную «перепрошивку». Свои впечатления, ожидания и итоги учебы выпускники отрефлексировали в эссе, сборник которых подготовлен к юбилею программы. Возвращаясь к жанру «Изумрудного города» – назовем то главное, что многие из них нашли на программе.

«В высоких кабинетах только что-то затевают, а ты уже понимаешь, что к чему» – семь новых умений, полученных выпускниками «Управления образованием» — к юбилею программы

1) НЕ БОЯТЬСЯ

Алексей Зиновьев, директор Коломенского аграрного колледжа, выпускник 2016:

Главное, чему я научился, – не бояться: не бояться отстаивать свою точку зрения, не бояться высоких начальников, не бояться самого себя. А еще я был просто в шоке, что не умею выбирать, и меня этому тоже научили в Вышке, когда нужно было сформировать свой индивидуальный учебный план. Многие столкнулись с трудностями выбора, а я тогда понял, что меня никогда не учили выбирать – ни в школе, ни в институте, ни в армии.

Как учеба повлияла на меня как человека и профессионала? Когда был выпускной на программе, мои товарищи, с кем мы вместе учились, говорили, что мой прогресс очень заметен. На их взгляд, за время обучения я стал другим человеком. Сам я думаю, что все тот же, но с другим мировоззрением, новыми правилами. Как человек и педагог я всегда стараюсь помочь людям сделать правильный и самостоятельный выбор. Как управленец – а я работаю директором колледжа третий год – каждый день делаю все, что от меня и моей команды зависит, чтобы нашим студентам было интересно учиться, и они получали не только пользу, но и радость от студенческих лет.


2) ПРОГНОЗИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ

Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» поселка Большое Исаково Калининградской области, выпускник 2017:

Расширился круг общения, побывал у многих однокурсников в гостях в их организациях от Красноярска до Крыма, запустили несколько совместных проектов. Уже только за этим можно было приходить на программу. Это как в колледже Итон, когда ты учишься с будущими премьер-министрами, и после выпуска твой список контактов может значить даже больше, чем полученные знания. Силу поддержки коллег ощутил, когда с их легкой руки, после их выдвижения мне удалось совершенно неожиданно для себя стать победителем в конкурсе выпускников HSE Alumni Awards в номинации «Лидер мнений».

Стали другими язык общения, взгляды на многие вещи. Приятно быть среди тех, кто, например, интересом готов читать Ивана Иллича и Майкла Барбера, ждёт новых статей Майкла Фуллана, кто может чувствовать потрясающий полет интуиции Ефима Рачевского и понимать без словаря Михаила Мокринского. Вообще, вернулась привычка читать классические и современные произведения по педагогике и управлению, появилась потребность в доказательной образовательной политике в школе.

На одной из лекций я услышал фразу, что если бы я мог изменить в школе что-то одно, то я изменил бы систему оценивания: она влияет на всё. Мне это запало в душу, и вместе с учителями мы разработали новую систему оценивания – формирующую, критериальную, перешли на десятибалльную шкалу. У нас возникла совсем другая модель старшей школы: теперь каждый ученик выбирает не профиль, а предметы и уровень их освоения.

Но самое главное – изменилась сама школа, в которой работаю, и появилась способность достаточно точно спрогнозировать, к чему приведут те или иные управленческие решения. Что-то только затевается на министерском олимпе, а мне и другим выпускникам часто понятно, к каким результатам это приведет. Такое понимание не всегда добавляет счастья, но я уже никогда не променяю эту способность на радостное неведение.


3) УМЕТЬ ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

Сергей Баринов, старший методист ГМЦ ДОНМ Москвы, преподаватель Инобра, выпускник 2019:

Для меня три главных урока «Управления образованием»:

— Принять свою профессию со всеми потрохами – это единственный способ остаться в ней честным. Программа обязательно проверит этот навык.

— Чем выше уровень твоей ответственности – тем важнее уметь честно и вовремя попросить о помощи. Здесь помощь придет – если попросишь.

— Как бы ты ни был уверен в своем пути, его могут оценивать с разных позиций, и эти оценки нужно принимать благодарно. Особенно строго тебя оценивают свои – и благодарность им за это особая.

Почти сразу после выпуска я начал методическую разработку проектной деятельности в «Хорошколе». За два последующих года мне пришлось держать по ней ответ перед семью директорами и заместителями, которые сменяли друг друга. У каждого из них был свой взгляд, однако проектная деятельность в школе ни разу не остановилась, потому что я мог подкрепить то, что делаю, доказательным результатом. Этому я научился на программе: умение и прислушиваться к другим, и твердо сохранять свою повестку, верить в нее.

4) ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, выпускница 2018:

Пожалуй, главное – умение работать с большими объемами информации. Не просто искать, читать, а анализировать, сравнивать, делать прогнозы, проекты решений, отстаивать свою позицию. В речи появились новые слова: дедлайн, драфт, синопсис, кейс и т.д. 

Что появилось? Управленческая смелость и ответственность в принятии решений, настоящие друзья, другая работа.

Взрослый идёт учиться из ситуации кризиса, вопросов, на которые хочет получить ответы. Здесь, на программе, не отвечают на вопросы. Вопросов становится еще больше, как и сомнений. Но теперь ты точно понимаешь, где и как строить на них ответы, не искать, а именно строить! Отвечаешь ты сам, и ты уверен, что сможешь построить ответ.


5) ПОНИМАТЬ СЛОЖНОЕ

Антон Коновалов, предприниматель (Краснодар), выпускник 2022:

Вначале я испытал страх. Такого чувства, которое возникло в первую неделю очной части первой сессии, у меня, взрослого человека, не было давно. Выше я рассказал о своём поступлении на Программу, но первые же дни обучения заставили меня задуматься: ты точно справишься? В силу характера я не привык останавливаться перед трудностями, но здесь был очень серьёзный вызов. Это не объяснить словами, можно только прочувствовать: тот самый момент, когда ты, человек вообще не из педагогической среды,находишься среди грандов образовательной сферы и лучших директоров и преподавателей страны (которые, как и ты, теперь студенты). Что тут скажешь, если я путал Коменского с Каминским?

Но постепенно страх рассеялся, его сменил живой интерес, а к концу первого курса — точнее, после защиты курсовой работы, удивительное наслаждение. Просто было эйфорическое чувство чего-то прекрасного, какого-то открытия или достижения.

Наверное, это была какая-то победа над собой: заставить себя читать книги и писать тексты, быть аргументированным и убедительным, доказательно и последовательно приводить только существенные доводы, оставляя за скобками всё второстепенное.

На программе я научился:

— содержанию, смыслу, историческому ракурсу, современной динамике и внутреннему процессу в таком, на первый взгляд, простом понятии, как школа;

— строить свои выводы и суждения на данных;

— искать источники информации и вычленять существенное из многого;

— структурированно и логически верно переходить от описания к анализу, а от анализа к выводам. 

6) КРИТИЧЕСКИ ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ

Юлия Кундикова, директор школы № 16 города Саров Нижегородской области, выпускница 2019:

Удивление, преодоление, восторг – это те эмоции, которые вспоминаются сейчас. Удивление и восторг от тех людей, которые окружают тебя на программе. Ты подпитываешься их эмоциями, «ловишь» их способы действия, получаешь огромное удовольствие от общения.

Программа заставляет задавать себе неудобные вопросы. В формате обучения заложено множество слоев: можно пойти по поверхности, а можно копать (или взлетать – кому что нравится) глубоко (высоко). Первая позиция легкая и фактически не рождает вопросов, а значит, неинтересна, в первом и последующем слоях вопросов становится все больше, и они рождают интересные мысли, наблюдения, выводы. Каждое задание в процессе учебы перекладываешь на свою непосредственную деятельность и выра- батываешь навык задавать себе те самые вопросы.

Программа – это преодоление себя. Я научилась рассматривать происходящие события с разных точек зрения и с позиции фактов, попыталась перенять другие (не свойственные мне) способы коммуникации, воспринимать каждое свое действие критически.


7) УМЕТЬ ДЕЛИТЬСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Мария Озерова, основательница исследовательской программы SREdA, выпускница 2021:

Может быть, впервые я так ярко увидела, что значит командное взаимодействие. Я осознала свой дефицит — это делегирование задач. Мой опыт управления был ограничен руководством небольшими исследовательскими командами (до 5-7 человек), где все решалось простым взаимным согласованием. В работе по НЕКонференции, которую мы организовали с одногруппниками, быстро стало очевидно, что это невозможно. 


Для меня было сложно «отпустить» задачу, подготовить почву для ее передачи другому человеку, собственно делегировать. Я поняла, что смысл управления не в том, чтобы все сделать самому, а в том, чтобы создать условия для решения задачи при участии команды. 

Это было не безболезненно. Рефлексия по поводу своего собственного поведения в проекте и поведенческих стратегий коллег стала очень важной для меня.