Школа новая, но наполовину – от «больших идей» до зарплат учителей: как воплотились в жизнь прогнозы Анатолия Пинского
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИДЕМ К ЦЕЛИ, НО МЕДЛЕННО
Проектная и исследовательская активность школьников, о которой много писал Анатолий Пинский, сегодня стала важной частью ФГОС. Но ученые, педагоги и директора задаются вопросом: не останется ли она уделом элитных школ? На круглом столе « Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовании: вчера, сегодня, завтра » сравнили кейсы России и Канады.
По словам экспертов, проектный подход постепенно находит отклик у массовой школы. Это не быстрый процесс, но тиражирование эксклюзивного опыта и не может быть быстрым. Представители канадской стороны сетовали, что пока в проектной деятельности участвуют не более 10% школ, и говорили, что по многим аспектам Россия и страны СНГ продвинулись дальше.
«Большинство учащихся не воспринимают школу, потому что в любой момент могут получить доступ к информации. Дети хотят изменить мир, сделать его лучше. Но школа не кажется им подходящим для этого местом».
По словам Алексея Обухова, ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, показатели PISA стимулируют органы власти в России уделять больше внимания естественнонаучному направлению в школе – здесь проектный и исследовательский подход особенно эффективны. Ключевой вопрос – обучение педагогов, которым бывает непросто отказаться от трансляции готовых знаний.
Полную запись круглого стола можно посмотреть здесь.
ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ: КЛЮЧ В «ЦИФРЕ»
Когда в конце 90-х Анатолий Пинский предложил интегрировать естественнонаучные дисциплины в школе в одно большое естествознание, это казалось нереальным. В книжной серии «Интеграция», которую Анатолий Пинский и академик Алексей Семенов начали издавать в 2000 году, впервые прозвучала мысль, что для содержания образования интегрирующим фактором станет цифровизация.
«Сегодня идеи интеграции становятся для школы не роскошью, а необходимостью»
Алексей Семенов
Академик РАН и РАО, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов мехмата МГУ
В наше время тема «больших идей», которые объединили бы разные предметы программы, активно обсуждается. А интеграция образования в цифровой среде началась в московских школах еще в 2010 году. Об этом вспоминали на симпозиуме « Интеграция образования в цифровой среде ».
«Сегодня Пинский мог бы рассуждать о создании школьных экосистем. В конце прошлого века он говорил про индивидуализацию и персонализацию. Но в наши дни, даже при использовании цифровых технологий, мы ее не видим».
Мерцалова Татьяна Анатольевна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
По словам Сергея Ловягина, заведующего кафедрой STEM «Хорошевской школы», доцента МГПУ, «цифровизации помогает структурировать содержание всех предметов, начиная с навигации, И все это помогает сокращать время на занятиях, выделяя время на проекты и давая возможность соприкоснуться с современной наукой».
Первая часть видеозаписи круглого стола.
ЗАРПЛАТЫ: А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
Тема оплаты труда учителей была острой и при жизни Анатолия Пинского, а сегодня мало что изменилось, – признают участники симпозиума «Оплата труда педагогов в контексте современных вызовов: история 15-летней трансформации» . Эксперты проанализировали все современные практики оплаты труда в школе, озвучили последние исследования на эту тему, проведенные в разных регионах России.
«Анатолий Аркадьевич предлагал много радикальных на то время решений: он говорил про доведение средней зарплаты педагога до средней по промышленности и про переход к автономии, чтобы школа сами могла привлекать учителей для работы»
Заир-Бек Сергей Измаилович
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
Татьяна Клячко, директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, огласила данные исследования. Только 0,2% опрошенных учителей назвали свое материальное положение высоким. 54% оценили его как среднее, 43 % — как низкое или ниже среднего.
Послушать доклады и дискуссию можно здесь.
РОДИТЕЛИ, ПОЖАЛУЙСТА, АКТИВНЕЕ
Удалось ли провести на постсоветском пространстве реформы образования, заявленные «Новой школой»: вовлечь родителей в управляющие советы? На вопрос попытались ответить эксперты из стран бывшего СССР и ближнего зарубежья во время симпозиума «30 лет реформ школьного образования в постсоциалистических странах: развилки решений, достижения, перспективы»
Сегодня, согласно исследованию TALIS (Teaching and Learning International Survey), в 84% школ есть управляющие советы. Однако 60 % директоров сообщили, что все решения они принимают сами. Во многих российских школах управляющие советы существуют пока скорее формально, но появилось много ярких позитивных примеров их активного влияния на работу школы.
«Государственно-общественное управление стало одним из ключевых направлений в работе Пинского . Благодаря ему был создан институт общественного участия в системе образования. Поначалу нас упрекали в том, что это иностранная модель, что в нашей стране она не приживется. Но подобные советы были еще в дореволюционной России»
Елена Шимутина
Методист школы № 548 г. Москвы
Эксперты из стран бывшего СССР и Восточной Европы рассказали о том, что появление института управляющих советов нигде не проходит гладко. Где-то, как в Албании, они все еще работают скорее на бумаге, хотя прошло уже десять лет с тех пор, как их участие в работе школ стало обязательным. Где-то, как в Грузии или в Азербайджане, эксперимент и вовсе пришлось свернуть.
«Родители не могут уделять достаточно времени для участия в школьных советах. Так что мы закончили этот проект. Возможно, родительское участие следует свести не к менеджменту, а к выслушиванию отчетов директора»
Ульвия Микаилова
Университет АДА (Азербайджан)
Послушать дискуссию можно здесь.
Тему выхода образования за пределы школы развили в рамках круглого стола «Школы и музеи: путь навстречу для расширения образовательного пространства». Ее видеозапись здесь. Отдельный круглый стол был посвящен развитию вальдорфской педагогики в России – Анатолий Пинский был одним из ее пионеров в нашей стране.
Первую часть публикации об итогах конференции можно прочитать здесь.
Рени Барлоу
Вице-президент MILSET, исполнительный директор национальной ассоциации «Youth Science Canada»