• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Научиться мыслить или получить диплом? – Студенты приходят за вторым, но нужно вернуть главную роль первому: ученые из Гарварда на вторничном семинаре Инобра

Все знают, как выглядят западные колледжи и университеты. В основном, благодаря голливудским фильмам и молодежным сериалам. Однако о том, что реально скрывается за красивыми фасадами, практически ничего не известно. Чтобы получить достоверные данные о вузовской жизни, ученые Гарвардской высшей школы образования Говард Гарднер и Венди Фишман провели масштабный опрос. Интервью давали более 2 тысяч человек из 10 американских колледжей: студенты, выпускники, преподаватели, родители и попечители вузов. Ученые пришли к неутешительному выводу: вузы теряют представление о своей ключевой миссии – учить студентов мыслить широко. Эта проблема не имеет национальной окраски, она одинаково актуальна для высшего образования во всем мире. На вторничном семинаре Инобра авторы представили книгу « Реальный мир колледжа: что такое высшее образование и каким оно может быть». В ней поделились не только своими опасениями, но и советами по развитию высшего образования.

Научиться мыслить или получить диплом? – Студенты приходят за вторым, но нужно вернуть главную роль первому: ученые из Гарварда на вторничном семинаре Инобра

УЧЕБА ВАЖНА, НО ДИПЛОМ ВАЖНЕЕ

Исследователи выделили четыре основные группы целей, которые движут студентами. Их назвали ментальными моделями: инерционной, транзакционной, исследовательской и трансформационной.

Студенты, входящие в инерционную модель, смотрят на колледж как на следующий шаг после окончания старшей школы без понимания, для чего им это нужно. И это всего 3% от опрошенных. Учащиеся из транзакционной модели очень прагматичны. Им нужен колледж для получения диплома, появления важной строчки в резюме и обрастания нужными связями. Их больше всех – почти половина.

Между этими полюсами расположились исследовательская и трансформационная модели. Исследователям интересно изучать разные дисциплины, узнавать передовые идеи, участвовать в новых видах учебной деятельности. Это вторая по численности категория. Ребята из трансформационной модели  видят колледж как место, которое поможет им изменить себя, свой взгляд на окружающий мир, сформирует новые способности, ценности и убеждения. Но их меньше прагматиков почти в три раза.

«Молодые люди хотят получать хорошие оценки, чтобы быть успешными. Их мало волнуют моральные и этические вопросы. Это специфическая ментальность. И я боюсь, что мы не единственная страна, в которой люди нацелены на успех и всё воспринимают как некие транзакции, сделки».

Говард Гарднер
Профессор Гарвардской высшей школы образования, автор теории множественного интеллекта

СТУДЕНТЫ ПРАГМАТИЧНЕЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Между студентами нет различий в понимании целей получения высшего образования. На это никак не влияют ни пол, ни раса, ни требования вуза к абитуриентам, ни масштаб колледжа или направления подготовки. Ментальные модели на протяжении учебы могут находиться в динамике. К концу учебы, например, становится больше ребят, которые трансформировали свои взгляды на жизнь. Однако и среди первокурсников, и среди выпускников практически неизменным остается количество тех, кто занимает прагматическую позицию.

У преподавателей свои взгляды на основную миссию высшего образования. Для них трансформационная модель является главной. В их представлении учеба в вузе должна менять внутренний мир человека. «В этом большой разрыв и существенная проблема, которая заставляет нас пересмотреть многие подходы к преподаванию, к осмыслению обществом основных ценностей высшего образования», – отмечает Говард Гарднер. 

КАК ИЗМЕРИТЬ БУДУЩУЮ УСПЕШНОСТЬ

Качество знаний во всем мире принято измерять оценками. Однако этот метод никак не поможет измерить то, как обучение в вузе влияет на развитие когнитивных и коммуникативных способностей. Для их измерения ученые вводят новое понятие – «капитал высшего образования» (HEDCAP), который включает в себя способности к анализу, размышлению и коммуникации. 

Исследователи отметили связь между HEDCAPом и ментальными моделями. Студенты из трансформационной модели проявляют больше способностей в коммуникации, а прагматики гораздо сильнее в анализе. Капитал возрастает от курса к курсу, у студентов старших курсов он заметно выше, чем у первокурсников.

HEDCAP ценен не только в текущем моменте, но и в перспективе. Студенты с высоким уровнем этого капитала и после выпуска будут успешно развиваться, получать новые знания и навыки, строить эффективные социальные связи, решать сложные проблемы на основе широкого взгляда на мир, их глубокого понимания и осознания ответственности за принятые решения.

«Серьезная проблема в том, что у нас в стране практически нет этапа  последовательного развития мышления у учащихся. Мы сразу даем им профессиональное образование. Такова наша система обучения в высшей школе. Студенты все больше и больше становятся прагматиками, и в этом смысле они, конечно, принадлежат к транзакционной модели. Когда пытаешься ввести дисциплины, которые помогут расширить их систему мышления, они активно сопротивляются».

Филонович Сергей Ростиславович
Департамент организационного поведения и управления человеческими ресурсами: Руководитель департамента

СТУДЕНТОВ ВОЛНУЮТ НЕ ДЕНЬГИ

Исследование развенчало и типичные представления об основных проблемах на пути получения высшего образования. Традиционно к ним причисляют стоимость обучения, языковые барьеры и даже студенческие протесты, в условиях пандемии к этому набору добавились и ковид-ограничения.

Однако истинные тревоги студентов в другом: ментальное здоровье, напряженные отношения со сверстниками, сложности в учебе из-за проблем коммуникации. Множество студентов сосредоточены больше на себе, чем на проблемах того сообщества, в котором они ежедневно существуют в кампусах. Многие в ходе интервью в качестве проблемы называли академическую нечестность. 

УНИВЕРСИТЕТЫ, ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ЛИШНЕГО

Результаты исследования меняют взгляд на подходы к изучению высшего образования. На первый план выходит вопрос «зачем нужно образование», а не «как и что оно делает». Это важно в любой стране мира.

Ученые убеждены: главная миссия высшей школы – это преподавание и обучение, то есть развитие в студентах способности мыслить. А вот задачи по воспитанию лидерства, формированию гражданина должны аккуратно вплетаться в основную миссию. Кроме того, нужно приобщать студентов к новой университетской жизни с первых дней поступления, оказывать им всяческую помощь и поддержку, что снимет многие проблемы, о которых рассказывали в своих интервью респонденты.

«Вузы должны выстраивать свои программы так, чтобы они были связаны с их основной миссией, и исключать все лишнее. Это поможет сократить ментальный разрыв между тем, как оценивают ценность высшего образования студенты и преподаватели. Исследование поможет вузам увидеть себя изнутри и понять, что действительно является важным в образовании, а что лишь кажется таковым».

Венди Фишман
Руководитель проекта Project Zero Гарвардской высшей школы образования

Запись семинара в переводе на русский язык можно посмотреть здесь.

Запись на английском языке.