• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В престижные вузы идут не только за выгодой: кто и почему пользуется социальными лифтами в образовании – обсудили 
на вторничном семинаре Инобра

В рассказе О’Генри главный герой говорит: не так важно, какую дорогу мы выбираем, гораздо важнее то, что заставляет нас выбирать именно эту дорогу. Чтобы выяснить, что движет социальной мобильностью, эксперты провели серию  развернутых интервью со студентами – участниками программы «Социальный лифт». Биографические интервью позволили по-новому и более глубоко взглянуть на проблему социальной мобильности и образовательного неравенства. О результатах первого этапа масштабного исследования, которое планируется продолжать, рассказали научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин и Тамара Кусимова.

В престижные вузы идут не только за выгодой: кто и почему пользуется социальными лифтами в образовании – обсудили 
на вторничном семинаре Инобра

КАК УСТРОЕН «ПУТЬ НАВЕРХ»?

Главный социальный институт, с которым в современном мире связаны ожидания по преодолению неравенства – это образование. 

Полисимейкеры всех развитых стран стараются сделать так, чтобы образование выравнивало шансы людей – например, с помощью программ поддержки талантливых абитуриентов, олимпиад или позитивной дискриминации. Однако неравенство продолжает воспроизводиться в системе образования во всех странах мира. 

Большинство работ, посвященных неравенству в образовании, сфокусированы на его воспроизводстве и проблемах фактической доступности образования. Но для преодоления неравенства важно понимать и то, как устроен «путь наверх» для тех, кому это удалось, и что позволило именно им воспользоваться шансами, которые были доступны многим. Однако тема вертикальной мобильности и того, как она работает в образовании, изучена менее подробно. 

Существующие исследования показывают, что образование – мощный ресурс социальной  мобильности. 

Однако требуется не только доступ к этому ресурсу, но и способность человека воспользоваться шансом на изменение своей жизненной траектории (а значит, и улучшение перспектив на рынке труда, и повышение социально-экономического статуса). Эта способность – культурно-специфична, она зависит от картины мира, усвоенных культурных образцов, способов действия и когнитивных схем. Это ставит перед нами проблему изучения культурных оснований социальной мобильности. Если картина мира, ожидания, образ мыслей и действий социальной группы так сильно влияют на способность ее представителей к восходящей мобильности, то как их изучить и описать? 

«СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ» ВЕЗЕТ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ

Программа «Социальный лифт» направлена на поддержку абитуриентов бакалавриата и специалитета: они могут учиться за счет вуза, если не поступят на бюджетные места. В нее на конкурсной основе попадают ребята из небольших городов и семей с невысоким доходом, которые не могут на равных конкурировать с большинством абитуриентов или оплачивать свое обучение. Участника программы могут отчислить за неуспеваемость. Чтобы помощь не прекратилась, учиться надо хорошо. 

Исследование показало, что всех участников «Социального лифта» объединяет изначальная внутренняя готовность к переезду со всеми его трудностями, а также нацеленность на учебу в одном из ведущих российских вузах. Несмотря на ограниченность возможностей, на стадии подготовки они делали все, чтобы поступить в этот вуз: занимались с репетиторами, несмотря на финансовые трудности в семьях, старались перейти в выпускных классах в сильные местные школы. 

Поступление в престижный университет в другом городе, где очень высока конкуренция на входе, ребята рассматривали как важный шаг к вступлению во взрослую жизнь. Многие говорили о том, что участие в «Социальном лифте»  поможет родным, откроет перспективы по улучшению не только личного, но и семейного благосостояния. Важным для опрошенных был пример тех родных, которые всегда много работали, никогда не пасовали перед трудностями и стремились даже в стесненных обстоятельствах улучшить жизнь своих детей.  

Проблемы в коммуникации возникали тогда, когда родители плохо представляли себе, зачем нужно высшее образование, считая его не ступенькой наверх, а источником повышенного риска на жизненном пути. Тогда ребятам приходилось отстаивать свое решение.

ВСЕ РЕШАЕТ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Интервью показали, что примеры чужого личного успеха, размещенные в ютьюб-каналах, в пабликах социальных сетей или в прессе, не работают, когда нужно принять окончательное решение о переезде в другой город на учебу. 

«В этой ситуации более эффективными оказываются личные переживания ребят, личный опыт, то ключевое событие, которое заставляет их менять привычный жизненный сценарий. Они могут быть как положительными, так и отрицательными».

Кусимова Тамара Булатовна
Институт образования: Аналитик

Например, одна из респонденток ездила в международный детский центр «Артек» и чувствовала, что там очень интересно, другая участвовала в образовательных программах центра поддержки одаренных детей «Сириус», третья прошла летнюю школу Вышки и поняла, что ни в каком другом вузе учиться не хочет.

Серьёзным мотивом стало желание вырваться из негативного социального окружения как в прежней подростковой среде, так и в целом из социальной среды небольшого города. Многие хотели доказать окружающим, что они способны поступить в престижный вуз, несмотря на непонимание, а порой и на откровенный буллинг со стороны сверстников. 

КОГДА ТЕРАПИЯ НЕ НУЖНА

Все автобиографические рассказы ребят не содержат никаких признаков характерного для западной культуры терапевтического нарратива, когда через проговаривание своих психологических травм человек пытается осознать свое место в окружающем его мире и разобраться с самим собой. 

Несмотря на то, что для многих решение переехать для учебы в Москву было трудным, а отстаивание своего решения в ряде случаев сопровождалось серьезными переживаниями, никто из респондентов не заострял внимания на этой теме. Многие считали, что поступление на программу «Социальный лифт» – это большое личное достижение, опыт преодоления, который сделал их морально сильнее и значительно повысил самооценку. 

«Когда мы беседовали с ребятами, то понимали, что разговариваем с сильными людьми, которые точно знают, чего хотят, и которые придут к успеху совершенно заслуженно».

Куракин Дмитрий Юрьевич
Центр социологии культуры: Директор центра

А результаты рейтинга учащихся, полученные после первой сессии, добавили уверенности в своих силах: оказалось, что многие из приехавших в столицу ребят учатся не хуже, а порой даже лучше тех, кто поступил в университет из сильных московских школ.

«Важно, что в ходе исследования мы преодолели тему рациональности – где выгодно, туда и пойду. И начали обсуждать проблему социальной мобильности в иных терминах. Сегодня говорят, что качество образования связано с нетравматичностью. Но ребята из «Социального лифта» прошли серьезные испытания. Их сценарий доказывает, что преодоление испытаний помогает взрослению, способствует успеху».

Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель

ДВИГАТЬСЯ ВВЕРХ ЧЕСТНО 

Исследование открывает новые горизонты изучения социальной мобильности и образовательного неравенства, их специфики и особого внутреннего наполнения, в основе которого лежат не только рациональные, но и культурные, этические и моральные аспекты. Кроме того, оно позволяет посмотреть на эти процессы изнутри, глазами самих студентов.

Все опрошенные считают свой личный сценарий, связанный с поступлением в один из сильнейших российских вузов, чрезвычайно ценным. Он демонстрирует возможность двигаться по восходящей жизненной траектории честно, не прибегая к аморальным ухищрениям, связям, кумовству, поиску лазеек в системе общественных и государственных отношений. 

Мотивация к учебе и росту у студентов из программы «Социальный лифт» значительно выше, чем у тех, кто поступил в вуз легко, без каких-либо усилий. Это повод более пристально обратить внимание вузов на развитие подобных социально ориентированных программ, на поддержку студентов, желающих учиться осознанно и не пасующих перед трудностями, а главное – повзрослевших гораздо раньше своих более обеспеченных сверстников.

«Главный социальный институт, который призван бороться с неравенством – образование. С его помощью люди совершают восходящую социальную мобильность. Но доступность образования и возможность им воспользоваться неравно распределены. В обществе, которое стремится к выравниванию этих факторов, у самых разных людей появляется шанс получить достойное образование. И в этом случае на первый план выходят способности человека, а не его социальное происхождение».

Куракин Дмитрий Юрьевич
Центр социологии культуры: Директор центра

Посмотреть запись семинара вы можете по ссылке.