• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы теряют не деньги, а конкурентоспособность – эксперты изучили, что происходило с бюджетами университетов во время пандемии

Вузы России не обеднели из-за пандемии, и даже в каком-то смысле оказались в финансовом плюсе: их бюджеты незначительно, но подросли. Однако это произошло за счет государственных вливаний. Собственные доходы университетов снизились. Почему, и чем это грозит – проанализировали эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании Кирилл Зиньковский, Павел Деркачев и Иван Кравченко. Их доклад опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образований, который ведет Вышка.

Вузы теряют не деньги, а конкурентоспособность – эксперты изучили, что происходило с бюджетами университетов во время пандемии

«Бюджетные средства не только остаются главным источником доходов вузов и компенсатором потерь внебюджетных доходов, но и позволяют нарастить суммарные доходы во всех округах, кроме Дальневосточного и Южного», – пишут авторы доклада, отмечая «интенсивный рост» бюджетных вливаний в 2018 – 2020 годах: в ведущих вузах на 16,7%, в опорных на 30,1%, в вузах без статуса на 26,9%. Это позволило нарастить суммарные доходы на 9-10% для опорных вузов и вузов без статуса и на 3,5% для ведущих университетов.

Падение внебюджетных доходов объясняют общим снижением финансовых возможностей населения на фоне пандемии. В исследовании отмечено, что при этом расходы на оплату труда остаются примерно одинаковыми (в среднем они даже немного снизились). Расходы на цифровизацию были интенсивными из-за перехода на дистант, но, по мнению большинства руководителей ИКТ-служб, участвовавших в опросе, этого финансирования хватает только на поддержание инфраструктуры и текущую работу. Уровень зарплат для IT-специалистов вузов оценили как недостаточный.

«В целом анализ ситуации указывает на риски потери конкурентоспособности существенной части вузов из-за недостаточности ресурсов для цифровой трансформации, удержания качества обучения на должном уровне и привлечения кадров, обладающих необходимыми компетенциями», – говорится в исследовании.

Доклад «Динамика ресурсного обеспечения системы высшего образования: последствия для инвестиционных возможностей вузов» можно прочитать здесь.