• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Лебедь, рак и щука в цифровом мире – что нужно сделать в России, чтобы массово учить ИКТ-навыкам

Успевает ли образование за потребностями цифровой эпохи? В частности, в развитии у взрослых универсальных навыков – в том числе связанных с ИКТ. Похоже, что не очень, и чтобы это исправить, нужно скорректировать схему взаимодействия основных «игроков» – университетов, компаний, их сотрудников и государства, которое регулирует эту сферу. Такую идею предлагают Ульяна Захарова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра, и Петр Грачев, руководитель Управления стратегического развития КНИТУ-КАИ. В соавторстве они написали главу «Достижение равновесия заинтересованных сторон в профессиональном образовании для цифровой эпохи» для монографии о глобальном образовании, изданной в США.

Лебедь, рак и щука в цифровом мире – что нужно сделать в России, чтобы массово учить ИКТ-навыкам

Судя по данным, которые приводят исследователи, с цифровыми навыками у нас пока, действительно, дело обстоит не блестяще. Доля выпускников ИКТ-специальностей выше, чем в Европе, но по оценке цифровых навыков сотрудников Россия примерно на уровне европейских аутсайдеров (таких, как Румыния или Греция), а по качеству профессионального обучения мы на 76 месте в мире. 

Проблема в том, что между заинтересованными сторонами много противоречий, а обязанности стейкхолдеров не совпадают с их сильными сторонами, пишут авторы исследования. По их словам, «работодатели не вносят вклад в содержание курса, университеты разрабатывают простые программы ради удержания учащихся, а не ради результатов обучения, и соревнуются за государственные субсидии. Сотрудники проходят курсы, руководствуясь правилами, а не несоответствием их навыков карьерным планам. В то время как правительство демонстрирует доминирующее участие в проектных инициативах, финансировании, контроле, чтобы склеить эту несовершенную конструкцию». 

Склеить ее, по мнению исследователей, все-таки можно. Для этого нужно правильно распределить обязанности. Вузы могут обучать базовым навыкам цифровой грамотности, а предприятие на следующем этапе – более глубоким, профессиональным цифровым навыкам. Университет в этой ситуации остается экспертным центром в области технологий преподавания и обучения, персонификации, целостного развития сотрудника, проведения исследований. Правительство может сосредоточиться на обеспечении равного доступа к образованию, соблюдению всеми «правил игры». Сотрудникам, которые учатся, следовало бы более критично оценивать образовательные программы и четче озвучивать свои потребности для переподготовки. 


Подробнее о главе, написанной Ульяной Захаровой и Петром Грачевым для монографии «Исследования глобального образования и влияние институциональной политики на образовательные технологии», можно узнать здесь.