Лебедь, рак и щука в цифровом мире – что нужно сделать в России, чтобы массово учить ИКТ-навыкам
Судя по данным, которые приводят исследователи, с цифровыми навыками у нас пока, действительно, дело обстоит не блестяще. Доля выпускников ИКТ-специальностей выше, чем в Европе, но по оценке цифровых навыков сотрудников Россия примерно на уровне европейских аутсайдеров (таких, как Румыния или Греция), а по качеству профессионального обучения мы на 76 месте в мире.
Проблема в том, что между заинтересованными сторонами много противоречий, а обязанности стейкхолдеров не совпадают с их сильными сторонами, пишут авторы исследования. По их словам, «работодатели не вносят вклад в содержание курса, университеты разрабатывают простые программы ради удержания учащихся, а не ради результатов обучения, и соревнуются за государственные субсидии. Сотрудники проходят курсы, руководствуясь правилами, а не несоответствием их навыков карьерным планам. В то время как правительство демонстрирует доминирующее участие в проектных инициативах, финансировании, контроле, чтобы склеить эту несовершенную конструкцию».
Склеить ее, по мнению исследователей, все-таки можно. Для этого нужно правильно распределить обязанности. Вузы могут обучать базовым навыкам цифровой грамотности, а предприятие на следующем этапе – более глубоким, профессиональным цифровым навыкам. Университет в этой ситуации остается экспертным центром в области технологий преподавания и обучения, персонификации, целостного развития сотрудника, проведения исследований. Правительство может сосредоточиться на обеспечении равного доступа к образованию, соблюдению всеми «правил игры». Сотрудникам, которые учатся, следовало бы более критично оценивать образовательные программы и четче озвучивать свои потребности для переподготовки.
Подробнее о главе, написанной Ульяной Захаровой и Петром Грачевым для монографии «Исследования глобального образования и влияние институциональной политики на образовательные технологии», можно узнать здесь.