• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ставка на статус – высшее образование в России всё активнее делится на VIP и не очень

Массовизация, маркетизация и ставка на узкопрофессиональную подготовку. Это ключевые тренды развития высшего образования для всего мира – к такому выводу приходят социологи в опубликованном недавно исследовании Routledge Handbook of the Sociology of Higher Education. В России и в некоторых других странах к этим «трем китам» добавляется четвертый – стратификация высшего образования, – считает Анна Смоленцева, ведущий научный сотрудник Инобра.

Ставка на статус – высшее образование в России всё активнее делится на VIP и не очень

В главе, посвященной высшему образованию России, она подробно рассматривает все четыре взаимосвязанных процесса и называет их главными итогами тридцати лет развития постсоветской модели в нашей стране. На это повлияло, во-первых, советское прошлое, когда высшее образование стало массовым и престижным, а прикладной характер был связан с «запросами народного хозяйства». Тогда же – с дополнения бюджетного финансирования внебюджетным – начали создаваться основы его частичной маркетизации. Во-вторых, сыграли роль постсоветские реформы, закрепив модель частичной маркетизации, важным элементом которой стал единый экзамен. Ориентация на «запросы рынка труда» прекрасно ложилась на советские представления о высшем образовании как кузнице подготовки кадров, усилив узкую профессиональную специализацию вузовских программ. И, конечно, на развитие высшего образования влияет демографический фактор.

Подробно в главе рассмотрена и стратификация высшего образования – тоже результат постсоветских реформ. По словам автора, она приводит к тому, что неравенство в этой сфере стало носить институциональный характер. На это влияют и инструменты государственной политики (в том числе наделение особыми статусами и бюджетные преференции), и маркетизация. Различия между ведущими и массовыми вузами всё усиливаются, отражая социальные и культурные разрывы между различными частями общества.

В итоге мы получаем социально несбалансированную систему, ориентированную на узкие профессиональные знания и воспроизводящую существующее в обществе социальное неравенство, – считает исследователь. Статья Анны Смоленцевой подводит к дискуссии, которой так не хватает – о целях, приоритетах, качестве, и пожалуй, самом главном – о роли высшего образования в развитии российского общества.

Статью можно прочитать здесь.