Ущерб от локдаунов оказался избирательным – экспертов озадачили данные нового исследования образовательных потерь
Исследование опиралось на данные региональных мониторингов среди учеников 4, 6, 8 классов по читательской и естественнонаучной грамотности, которые проводились в 2019 и 2021 годах с опорой на модель оценки PISA. «Не обнаружено связи масштаба потерь в функциональной грамотности с показателями социально-экономической композиции класса», – отмечают авторы статьи. Таким образом, уровень неравенства сохраняется, но не усиливается. Это важно, потому что одним из ключевых в исследованиях эффектов пандемии остается вопрос усиления неравенства, когда дети из семей с низким достатком и уровнем образования потеряли больше, чем дети из обеспеченных и благополучных семей.
Мониторинг показал, что четвероклассники не потеряли ничего в плане читательской грамотности. У шестиклассников потери были, причем, у более успешных учеников они оказались сильнее. Самые серьезные потери обнаружились у восьмых классов в области естественнонаучной грамотности: «Средний эффект составляет 0,87 стандартного отклонения (SD), что может быть аналогом двух стандартных лет обучения».
Были ограничения, которые могли повлиять на результаты, они описаны в статье, но «даже с учетом ограничений потери на уровне 0,87 SD — это очень много». Ни в одном из рассмотренных в обзоре исследований, а также ни в одном из других отчетов не зафиксировано эффектов такого масштаба для естественно-научной грамотности. «Сопоставимые потери (до 0,82 SD) выявлены только в математической грамотности школьников в Мексике».
В дискуссии авторы отмечают, что в международной повестке все еще слишком мало исследований потерь в естественнонаучной грамотности, а также, вероятно, имели значение изначально невысокие показатели российских школьников в этой области и отсутствие доступа к лабораторному оборудованию в связи с дистанционным режимом работы. Тем, кто определяет образовательную политику, стоит обратить внимание на поиск мер компенсации этой проблемы. «Состояние естественнонаучного образования в России оставляло желать лучшего и прежде. На этот счет стоило беспокоиться еще до начала пандемии», – сказано в статье. Также в качестве важного урока для российской системы образования и политиков названо то, что «в России нет национальных мониторинговых исследований, позволяющих стабильно оценивать прогресс базовых навыков учащихся на разных этапах школьного обучения. Наличие такой системы позволило бы не только валидно и надежно оценивать эффекты пандемии, но и выстраивать образовательную политику с опорой на прозрачные и интерпретируемые данные».
Статью Татьяны Чабан, Розы Рамеевой, Ильи Денисова, Юлии Керша и Романа Звягинцева «Российская школа в период пандемии COVID-19: эффекты первых двух волн и качество образования» можно прочитать здесь.