• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра

Большой барьерный риф живет несколько тысяч лет, несмотря на то, что ему постоянно что-то угрожает – от перемены течений до хищных видов морских звезд. Кораллы умирают легко, а риф в целом демонстрирует гибкость и даже будто бы хитрость. Его «поведение» позволило системологам говорить о мультиразумности подобных комплексов. Системе образования приходится выживать похожим образом в сложной и непонятной ситуации, когда один «черный лебедь» сменяется другим. Темой вторничного семинара Инобра стал доклад «Образовательная экосистема: контексты и кейсы» профессора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олега Прикота.

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра

Из VUKA в BANI 

Чтобы описать, что происходит с нашим миром, философы предложили несколько аббревиатур. Мир SPOD (устойчивый, предсказуемый, простой, определенный) остался в далеком прошлом. «Мы спокойно себя чувствовали, уверенно и расслабленно, проводили традиционные исследования – большие социологические и длительные педагогические, планировали результаты на много лет вперед», – напомнил Олег Прикот. На смену ему пришел мир VUCA – изменчивый, неопределенный, сложный, неоднозначный. «Крылышки черных лебедей над нами начали шелестеть, но мы старались действовать теми методами, как раньше, думали, что многое еще вернется, пытались заниматься традиционной наукой», – охарактеризовал это время докладчик. 

Наконец, новейшая эпоха названа BANI – мир «хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый», который в большей степени связан с постковидной реальностью. Говоря об исследованиях образования, Олег Прикот называл сегодняшние правила игры «новым академизмом».

«Традиционные социологические исследования больше не работают. Долгие исследования в образовании и педагогике не имеют смысла, мы забываем, какие результаты запланировали и зачем, время меняется, приходится придумывать что-то другое. Со стратегиями начинают происходить странные вещи. Стратегия в традиционном смысле, как некий концепт долгосрочной деятельности, умерла».

Прикот Олег Георгиевич
Департамент государственного администри­рования: Профессор

По его мнению, в основе нового академизма может лежать феноменология – непосредственное наблюдение за предметом, мышление, основанное не столько на данных, сколько на озарении.

Школа расшколивается

Взгляд на образование как на экосистему – не новый: еще в научных трудах 1990-х его сравнивали то с тропическим лесом, то с коралловым рифом. Но в последние годы такой взгляд становится всё популярнее. С этой точки зрения систему образования можно описать как место встречи провайдеров образовательных услуг и потребителей, каждый из которых не просто имеет свои потребности, но и играет решающую роль в конструировании собственного образовательного пути. А в BANI-мире на первый план выходит еще и карнавализация системы, когда с калейдоскопической быстротой происходит смена масок – «персон», ведущая к смешению привычных социальных ролей, трансформации традиционных ролевых дистанций, когда «все учат всех, все управляют всеми», а вместо четко очерченных образовательных маршрутов и траекторий возникают феномены «кочевий и странствий».

По словам Олега Прикота, к такому состоянию систему толкает и поколение сегодняшних младших школьников, которых можно описать как Alpha Ludens – многозадачные, склонные к синтезу, которые всегда борются за самостоятельность, склонны к озарениям, смене масок и ролей в отношениях со взрослыми и к путешествиям в другие миры.

Экосистеме свойственны размытые границы, и этому отвечает тренд «расшколивания», когда, в частности, образовательные форматы внутри формальной школьной системы и за ее пределами перемешиваются. Доказательства экосистемности профессор Прикот видит и в явлениях цифровизации, и даже в трендах официальной образовательной политики.

«Обратите внимание на указ о национальных целях до 2030 года. Там нет слова «образование». Там обозначены «возможности для самореализации и развития талантов». Это тоже выход в экосистемную логику, где объединяются разные ветви образования, потому что до сих пор было принято считать, что, например, таланты развивает система дополнительного образования».

Прикот Олег Георгиевич
Департамент государственного администри­рования: Профессор

Ленинградский коралловый риф

В качестве примера рождения экосистем приведены кейсы Ленинградской области, которая сама по себе парадоксальный регион. Здесь сочетается все, что можно: древние города (Старая Ладога) и современные муравейники типа Кудрово; Выборгский замок – и АЭС; дворцовый парк Гатчины – и суперпорт по сжижению газа. 

Исследования Инобра по составлению индекса образовательной инфраструктуры помогли увидеть интересные явления. Занимая 29 место по расходам на образование по России и отставая от лидеров по многим другим позициям, Ленинградская область на 11 месте в индексе образовательной инфраструктуры и на 5-6 местах по инфраструктуре общего образования, оставив позади многие более богатые регионы. Здесь удовлетворенность услугами образования значительно выше, чем в среднем по России (85% против 75%). А по оценке честности процедур ЕГЭ (есть такой рейтинг в Рособрнадзоре) область и вовсе оказалась первой.

«Я стал думать, что означает такая «пирамида эффективности» системы. Была догадка, что это все есть косвенные свидетельства экосистемной логики. Тогда я начал искать образовательные организации, за которыми можно включенно понаблюдать, чтобы понять, почему такая пирамида работает в этой системе образования. Ключ, возможно, в том, что, по данным Вышки, подушевое финансирование в образовании здесь превышает «справедливый норматив» – таких регионов всего два».

Прикот Олег Георгиевич
Департамент государственного администри­рования: Профессор

Был исследован Центр «Интеллект», в котором обнаружены все черты развития экосистемы – размытые границы, активная роль тех, кто учится, в создании своих образовательных маршрутов. Именно вокруг этой организации нарастал «риф» – она стала штабом Ассоциации молодых педагогов области, из которой, в свою очередь, начала расти Ассоциация молодых педагогов Северо-Запада: «это явные свидетельства свободного перетекания энергии, информации, размытости границ, саморегуляции системы». Руководство областной системы образования, в ходе совместных проектных встреч, стало активно привлекать молодых педагогов к разработке значимых управленческих решений. То есть проявились явные черты распределенного проектного управления системой.

Еще одним подтверждением экосистемной логики развития системы образования Ленинградской области стала региональная программа реновации сельских школ – в ней участвовали 42 школы, все они были заново отстроены «не только потому, что в руководстве системы образования кто-то так решил, а, прежде всего потому, что местное сообщество так пожелало и предъявило соответствующие требования региональной власти».

Исследование, которое Олег Прикот проводил в Ленинградской области, касалось вопросов управленческих практик, расшколивания, эдьютейнмента, интеграции общего и дополнительного образования, представления учителей о персонализации и индивидуализации, а также проникновения экосистемной логики в нормативные акты и документы.

Линейные структуры не выживут

Обсуждение доклада превратилось в дискуссию о том, как могут меняться и образование, и исследования образования в нестабильную современную эпоху. Коллега Олега Прикота по Санкт-Петербургской школе социальных наук и востоковедения, профессор Наталья Заиченко обратила внимание на угрозы для экосистемы.

 

«Очень важны условия жизни того же рифа. Он просто так не живет, несмотря на то, что ему тысячи лет. Нужна определенная температура воды, соленость, и так далее. Если мы такую метафору берем, следовательно, важны условия проживания образовательной экосистемы. Если она растет, надо понять, каковы условия ее выращивания, жизни и смерти, которая, увы, неизбежна, если экосистема живая».

Заиченко Наталья Алексеевна
Департамент государственного администри­рования: Профессор

Академик РАО Виктор Болотов обратил внимание, что «термин «экосистема» стали употреблять, кто во что горазд, в самых разных смыслах. Ваш доклад показал, как нужно подходить к этому понятию и насколько непростая с ним ситуация». Он подчеркнул, что в условиях неопределенности главное достоинство экосистем – отсутствие иерархии, линейности.

«Черные лебеди» летают чаще и чаще, каждый ведет в точку бифуркации, когда мы не понимаем, каким будет завтра, все смешалось. Мы находимся даже не в точке бифуркации, а в пространстве из множества таких точек. Выжить в нем могут только экосистемы. Любые упорядоченные структуры выжить не смогут – для этого нужно распределенное управление». 

Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель

Полная видеозапись семинара доступна по ссылке.

Презентация (PDF, 15.15 Мб)