«Гормон роста» для школ экспортируют в Казахстан – команда Инобра завершила первый этап большого обучающего проекта в Алмате
О том, как и зачем перестраиваются образовательные и управленческие процессы в школах соседнего государства, зачем это нужно Казахстану и чему учит команда Инобра и его выпускников – рассказывает Анна Кобцева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием».
«В прошлом году управление образованием Алматы вышло на нас с предложением провести переобучение школьных команд и помочь им разработать новые программы развития. Три года назад в Казахстане ввели нормативно-подушевое финансирование, возник запрос на практики, которые позволили бы в этих новых условиях вывести школы Алматы на уровни центров компетенций, сделать алматинское образование передовым в стране.
Наш опыт заинтересовал Казахстан, потому что мы наша программа основана на практике, в которой сочетается развитие и самих школ, и их образовательных программ. В одном без другого не было бы смысла. Наш подход основан сначала на перестройке образовательной программы, а затем на запуске программы развития. Важно, чтобы в этом участвовала команда, а не только директор – поэтому в первой волне в проекте участвовали 150 человек из 50 школ.
Всего было пять модулей: в первом мы помогали командам определить проблемы своих школ. Во втором – изучить внешний контекст: кто наши соседи, какие проекты они делают. Третий модуль – взгляд внутрь своей школы: каким центром компетенций, точкой роста для города мы можем стать? В рамках четвертого проектировали собственно программу развития и образовательную программу, а на пятом определяли, что нужно, чтобы с этими программами «взлететь».
Для нас это был вызов со всех точек зрения: приходилось изобретать бесконечное множество моделей, которые позволяли перемешивать, разбивать команды. Плюс нужно было организовать работу полутора сотен человек, в том числе очные модули, в таких сложных условиях – локдауны, январские события в Алмате… Коллеги показали не только высочайший экспертный уровень, но и готовность работать в любых условиях – спасибо Исаку Фрумину, Анатолию Каспржаку, Татьяне Хавенсон, Сергею Косарецкому, Роману Звягинцеву, Дмитрию Фишбейну и многим другим. На наш призыв откликнулись директора самых интересных российских школ – Алексей Бабетов (гимназия «Корифей»), Алексей Голубицкий («Школа будущего»), Павел Терехов («Покровский квартал»), наши выпускники – авторы известных в России образовательных проектов Наталья Сченснович, Валерий Астанчук, Валерий Пазынин…
Нам было очень интересно, потому что это другая система образования со своей спецификой. Да, много общего – не только советские 70 лет, но и голодные 1990-е годы. На выпускном вечере проекта один из директоров вспоминал, как учителя днем вели уроки, а вечером в школьной столовой пекли лепешки, чтобы прокормить и свои семьи, и семьи учеников. Нам это знакомо. Но дальше пути наших систем разошлись, в том числе и потому, что Казахстан много перенял из западного опыта развития системы образования. В республике своя правовая база, свои традиции: например, директор – это очень уважаемый человек в своем районе, а мы ему говорим, что он должен перестроить свою команду, школу, пространство вокруг школы, поменяться. Мы видели, как уходит недоверие, появляются результаты, такие программы развития, которые будут не только применяться в школе, но и распространяться дальше.
Впереди – две волны, еще около сотни школ. Мы видим, как растет интерес к нам, учитываем этот первый опыт большого международного проекта, совершенствуем свои подходы. Надеемся, что этот интерес воплотится в новые проекты и с постсоветскими странами, и с регионами России».
Магистратура «Управление образованием» готовит директоров школ, управленцев и предпринимателей в образовании. Здесь учат развивать свой проект, образовательную программу или исследование от идеи до воплощения, видеть образование как систему и разбираться в тонкостях управления в этой сфере. Подробнее о программе.