• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Учителя не верят в себя? – «выше головы не прыгнешь»: педагоги считают, что усилия ученика важнее возможностей школы

Особенности мировоззрения учителей – важный фактор успеха образовательных реформ, направленных, прежде всего, на изменение педагогических практик. В России регулярно меняются образовательные стандарты – действующие приняты в начале 2010-х, а вскоре в школах будут вводиться новые. В каждой новой версии в добавление к предметным результатам все больше значения придается метапредметным и личностным компетенциям – способности учеников быть самостоятельными, креативными, уметь учиться, работать и жить в изменчивом мире. Для того, чтобы успешно развивать эти навыки, учителям нужна твердая вера в свою способность играть решающую роль в формировании компетенций.

Учителя не верят в себя? – «выше головы не прыгнешь»: педагоги считают, что усилия ученика важнее возможностей школы

Исследователи Института образования изучили убеждения учителей российских школ. Основные выводы опубликованы в последнем номере журнала «Вопросы образования» в статье Михаила Гасинца, Анастасии Капуза и Марии Добряковой. 

Темой исследования стала агентность учителя – его активная вовлеченность, представление о своей способности влиять на результат, то, насколько сам педагог считает себя значимым в определении результатов обучения. Авторы опирались на данные, полученные в рамках проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность» Инобра и фонда «Вклад в будущее» Сбербанка. В опросах приняли участие почти 4,5 тысяч педагогов школы, более 80 человек ответили на вопросы в серии фокус-групп.

Большинство учителей не верят в решающую роль школы при формировании академических успехов школьников. Более важными факторами, по их мнению,  являются способности учащихся, которые предзаданы, и их мотивация, формирование которой находится в зоне ответственности семьи. «Учителя считают, что делают все, что могут, но результат в большей степени зависит не от них, а от внешних факторов», – отмечают авторы исследования. 

Подавляющее большинство опрошенных считает, что школа и учителя в первую очередь ответственны за передачу знаний и формирование у учеников умения излагать свои мысли. В тоже время более половины респондентов полагают, что школа и учителя не должны отвечать за становление метапредметных навыков. От 50 до 75% учителей убеждены в неспособности школьных факторов обеспечить академический успех обучающихся. В связи с этим можно сделать вывод, что большинство учителей не обладают высоким уровнем агентности.

«В рассуждениях учителей отчетливо просматривается некоторый фатализм. Распространенность утверждений вроде «плетью обуха не перешибешь» иллюстрирует их убежденность в бессилии школы значимо повлиять на итоговый результат», – отмечают авторы статьи. 

«Учителя не справляются с увеличивающейся нагрузкой, растущими ожиданиями и ссылаются на невыполнение своей роли другими вовлеченными в образовательный процесс группами лиц. Сложные и часто негативные отношения «школа — семья» стали острой проблемой, которую однозначно нельзя оставить без внимания, предпринимая усилия к повышению качества образования», – заключают исследователи.


Статью Михаила Гасинца, Анастасии Капузы и Марии Добряковой «Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения» можно прочитать здесь.