• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Треть родителей школьников – «невидимки» – эксперты Инобра изучили модели поведения семей в разных типах школ и получили за это премию

Редакция журнала «Социологические исследования», выпускаемого Институтом социологии РАН, подвела итоги 2021 года. В номинации «Наилучшее сочетание теоретических и прикладных возможностей социологии» премию журнала получила статья наших коллег – Михаила Гошина (Центр общего и дополнительного образования), Марины Пинской (в прошлом году перешла из Инобра в МГИМО) и Дмитрия Григорьева (Центр социокультурных исследований). Статья посвящена формам участия родителей в образовании детей в школах разного типа.

Треть родителей школьников – «невидимки» – эксперты Инобра изучили модели поведения семей в разных типах школ и получили за это премию

Исследователи разделили родителей на три типа: «опекуны», «наблюдатели» и «невидимки». Первые максимально включаются в учебный процесс, контролируют, как сделаны домашние задания, каковы успеваемость и поведение в школе и т.д. Вторые в курсе всех новостей из школы, готовы оказать детям необходимую помощь, но в учебный процесс лишний раз особо не вмешиваются. Наконец, «невидимки», как понятно из названия, исполняют свою роль чисто формально – привести в школу, купить нужные тетрадки и т.д. – но и не более того. «Для большинства родителей этой группы характерно безразличие, и дети часто чувствуют себя лишенными родительской поддержки в учебе», – отмечено в статье.


Чтобы выяснить, как ведут себя и меняются эти группы, исследователи опирались на данные опросов почти 4 тысяч родителей и более тысячи директоров школ, полученные в рамках Мониторинга экономики образования. 


Выяснилось, что принадлежность к группам во многом определяется социально-экономическим положением семей: так, среди родителей со средним образованием преобладает категория «Невидимки», в то время как процент «наблюдателей» и «опекунов» выше среди родителей с высшим образованием. Среди родителей, имеющих ученую степень, преобладает категория «Наблюдатели». Соотношение «опекунов» и «наблюдателей» довольно подвижно в зависимости от возраста детей: в начальной школе их контролируют больше, ближе к старшим классам – меняют модель поведения. И только доля «невидимок» примерно одинакова на протяжении всей учебы – это чуть меньше трети от всех родителей.


Наибольший интерес представляет соотношение разных типов родительского поведения в различных школах – авторы статьи поделили их на четыре категории: эффективные, неуспешные, резильентные и фейлинговые. Резильентные школы – те, которые добиваются лучших образовательных результатов, чем предполагает их социально-экономическая среда. Фейлинговые – те, которые находятся во вполне благополучных условиях, но качество образования в них оказывается низким.


«В эффективных школах преобладает категория «Опекуны», а доля «наблюдателей» и «невидимок» примерно одинакова. В фейлинговых школах преобладает категория «Невидимки», в то время как процент «опекунов» и «наблюдателей» наименьший. Наиболее выраженные различия в представленности родителей разных категорий наблюдаются в резильентных школах. Здесь процент родителей категорий «Опекуны» и «Наблюдатели» является наибольшим по сравнению с другими типами школ. Следует подчеркнуть, что доля «Невидимок» в резильентных школах минимальна и является более чем в два раза низкой по сравнению с фейлинговыми школами. В неуспешных школах также преобладает категория «Опекуны», но и процент «наблюдателей» здесь достаточно высок», – говорится в статье. В числе прочих сделан вывод, что стратегия «невидимок», «предполагающая максимальную родительскую непричастность, крайне негативно влияет на успеваемость детей».


Статью Михаила Гошина, Марины Пинской и Дмитрия Григорьева можно прочитать здесь.