• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пандемия откатила «дошколку» назад, а ведь всё только стало налаживаться – исследование Инобра


К 2020 году реформы дошкольного образования, наконец, начали приносить плоды. Комплексные усилия государства – от разнообразия форм поддержки семей до введения новых ФГОСов и САНПиНов – привели к тому, что впервые за 60 лет (!) численность охваченных дошкольным образованием поползла вверх. Но тут пандемия отбросила эту сферу назад, сказавшись и на доступности детских садов, и на уровне оплаты труда их работников. Как это происходило, и что с этим делать, чтобы вернуться к «доковидным» трендам – исследуют научные сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании. Вышка выпустила монографию «Дошкольное образование: инфраструктура будущего», написанную Ириной Абанкиной, Людмилой Филатовой, Анной Вавиловой и Иваном Кравченко.

Пандемия откатила «дошколку» назад, а ведь всё только стало налаживаться – исследование Инобра

Авторы пишут о «значительных преобразованиях в сфере дошкольного образования» в 2012 – 2019 годах, которые помогли ощутимо поднять его доступность и эффективность. В частности, были модернизированы региональные системы «дошколки», изменены стандарты, схема оплаты труда педагогических работников, расширение диапазона форм дошкольного образования. В частности, еще только начинает развиваться в России система консультационных центров для тех родителей, чьи дети не посещают садик. Появляются семейные группы, группы кратковременного пребывания детей и многое другое, бесшовный путь между садиком и школой. Материнский капитал и другие меры последних 10 лет, направленные на то, чтобы молодые родители могли выйти на работу – еще один плюс в копилку дошкольного образования. За это время значительно вырос и профессиональный уровень педагогов.

Все это привело к росту численности воспитанников и других позитивных показателей, несмотря даже на снижение рождаемости, зафиксированное после 2015 года. Однако 2020 год многое изменил в худшую сторону. Ограничения в работе детских садов и других учреждений «дошколки» сказались, в том числе, на противоречивости данных о доступности услуг, зафиксированных в рамках Мониторинга экономики образования, и на фактическом снижении уровня зарплат в этом секторе, что привело к текучке кадров. Ожидается, что уровень оплаты труда можно будет поддерживать, только отказавшись от части инфраструктурных расходов и расходов на повышение квалификации. Отрасль нуждается в увеличении бюджетных дотаций на федеральном уровне, – подчеркивают авторы исследования. Больше ресурсов надо вложить и в развитие сети консультационных центров, в оплату труда их сотрудников.

Один из способов улучшить финансирование – повысить эффективность тех бюджетных средств, которые выделяются. И здесь проблема, которая требует решения – перекос, при котором детские сады в сельских поселениях остаются полупустыми, а в городах переполнены. Это вызвано несколькими факторами, в том числе негибкостью планирования при вводе новых мест и избыточной конкуренцией, возникшей между детскими садами и профильными услугами со стороны сельских школ. Так, в некоторых регионах в детских садах заполнены ⅔ или даже меньше половины мест.

Книгу Ирины Абанкиной, Людмилы Филатовой, Анны Вавиловой и Ивана Кравченко можно прочитать здесь.