• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Созданные фондами – как устроены и чем интересны частные школы Армении


Covid-19 еще не совсем ушел в прошлое, но команда Инобра уже возобновила знакомство с самыми интересными образовательными экспериментами других стран. Первая после долгой пандемии поездка – в Армению: эта постсоветская страна интересна, прежде всего, экспериментами в частном секторе. Команда магистерской программы «Управление образованием» побывала в нескольких армянских городах. Что интересного увидели, и какие уроки можно вынести для российской системы образования, – рассказывает академический руководитель программы Анна Кобцева.

Школа «Айб»

Про благотворительный фонд «Айб», который очень много сделал для образования Армении, многие слышали, а вот о школе мы знали меньше. Можно многое читать про это, но пока не пообщаешься с людьми, не почувствуешь их энергетику и энергетику пространства, которое они создают. Для меня это и есть патриотизм – когда граждане своей страны создают и развивают сложные системы, а школа – это сложная система.

— У школы есть не только образ ученика, но и образ родителя: родитель – это партнёр. Для школы важно, насколько родитель готов к сотрудничеству.

— Отбор в школу – собеседование с родителями и с ребенком. Его можно не пройти, потому что см. пункт 1.

— В школе есть встречи с пастырем, что-то типа уроков познания и социализации. С ним говорят о разных ситуациях, о поведении людей и т.д. Цель таких встреч – well-being ученика в широком смысле (ментально, физически и духовно).

— Учебный год начинается с собрания во дворе, где сначала Гимн Армении все слушают, затем поют «Отче наш». Но, конечно, ученики могут быть разных конфессий, поэтому петь никто не заставляет.

— Очень много проектных лабораторий (или клубов). Самых разных: зеленая химия, мастерская, Band, FABLAB... Главное, чтобы проекты были полезны для людей. Нам показали экологичный пластик из картофельного крахмала, биотопливо из медицинских масок, радиомаяк, который ищет потерявшихся людей, приложение по обучению вождению автомобилю... Кстати, у него уже 10 тысяч скачиваний.

— С любого проекта авторам и участникам будут перечисляться роялти в случае его успеха. В целом проекты финансируются на 60% за счет собственного дохода. Руководят клубами, как правило, не учителя, а партнеры школы.

— Когда миссия исчерпана, или выяснилось, что проект никому особо не нужен, лаборатория легко закрывается и появляется другая.


Центральная школа Дилижана 

— Школа платная, но цена символическая – примерно 10 тысяч рублей в месяц. Остальную сумму предоставляет Центральный банк Армении. Примерно 30% учеников – дети его сотрудников.

— В первый класс надо поступать. Помимо тестов, ребенка оценивают по индивидуальной работе и работе в группе – наблюдают, как он ведет себя в разных ситуациях. На этом же этапе проходит собеседование с родителями. Так же, как и в «Айбе», для коллег важно, насколько родитель готов к сотрудничеству со школой.

— Классы маленькие, от 12 до 16 человек. Вообще, и сам город маленький, здесь всего 6 школ. 

— Много времени уделяется craft-урокам, и неудивительно: Дилижан – город мастеров. Когда ходишь по коридорам и классам, везде встречаешь детские картины, скульптуры, поделки.

– И конечно виды из окон школы потрясающие – немножко завидовали учителям и детям)))


Реальная школа

Представьте: дети приходят в класс, а там нет ничего. Вообще. Начинается учеба. Надо на чем-то сидеть, и педагоги им говорят: придумайте, как решить эту проблему, предложите варианты. Так начинается первый проект – по созданию стульев (или их аналогов). 

Директор школы, невероятно харизматичный Ваагн Погосян, кандидат физико-математических наук – создатель настоящей «авторской» школы. В ней учатся 4 года, школа готовит инженеров-разработчиков микроэлектроники, программного обеспечения, робототехники, айтишников. Здесь плотно интегрируется обучение по предметам с работой для производства. Уже в первый год обучения ученики получают реальные заказы от бизнеса и государственных структур.

Вся система подготовки построена на 4 принципах: 1. Do it myself – если невозможно посмотри на 2. Made in region – если нет этого в регионе посмотри на 3. Made in Armenia – в случае, если и тут нет, то используй 4. Free and open-source software.

В curriculum присутствуют достаточно необычные дисциплины: ритмика, каллиграфия, риторика, древний армянский и т.д. Директор эти предметы называет «лечением».

Примерно 50% выпускников после окончания сразу идут на производство, остальные получают высшее образование.

Школа также известна программой Armath: более чем в 600 школах по всей Армении и даже в некоторых близлежащих странах проводятся программы допобразования с использованием инженерных лабораторий. Более 1000 детей могут учиться благодаря этой программе в самых отдаленных уголках страны. Благодаря чему у этих детей повышаются шансы на поступление в вузы, часть из них уже приобретают профессию, пока учатся на этой программе. Вот так можно готовить тот самый социальный капитал для своей страны.


Центр креативных технологий «Тумо» (Ереван)

Когда читаешь, что это самый крупный образовательный центр Армении, не очень представляешь себе масштабы. А когда видишь, как в помещение одновременно заходят 600 детей… Конечно, впечатляет, как и то, как организована работа. Здесь всё одновременно – в одном огромном помещении на протяжении полутора часов кто-то занимается музыкой, кто-то дизайном, кто-то делает мультики и фильмы, а ребята постарше пишут коды. Кто-то сидит один, кто-то собирается в кружки по 5-6 человек, в целом это такой грандиозный муравейник, но при этом у каждого рабочее место, компьютер, и у каждого свой проект – получается, что никто никому не мешает. 

По сути, это центр дополнительного образования, бесплатный для всех (правда, только для граждан Армении). Немного огорчило, что, оказывается, у них нет никакой интеграции со школой. Это общая черта: в Армении видишь точки роста, вау-эффект с точки зрения педагогики, концепций, но это инновации мало просачиваются в систему общего образования.

Итог таких поездок – везде есть, чему поучиться. Насчет Армении скажу, что проекты, о которых шла речь, создаются фондами. Это нетипичная ситуация для нашей страны, где все-таки другая структура негосударственного образования: в основном у нас частные лица строят частные школы. В Армении это, как правило, коллективные благотворительные инициативы, которые рождаются из принципа «Мы должны помогать своей стране». В России более благополучная ситуация с государственным общим образованием, возможно, поэтому нет такого порыва фондов, не знаю. У нас развита благотворительность в разных сферах, но фонды, которые работают именно в области образования, можно пересчитать по пальцам. Но для того мы и смотрим на разные национальные особенности, чтобы сравнивать, видеть, чего не хватает нам, и думать, как перенять что-то интересное. 



Подробнее о магистерской программе «Управление образованием».

Ближайший вебинар для абитуриентов программы состоится 11 мая в 16.00. Обсудим модели управления образовательным процессом в современной школе. Во второй части вебинара расскажем о правилах поступления на программу в этом году.  Регистрация по ссылке.