В вузах можно выращивать «продуктовые фирмы» – альтернативную модель магистратуры опробовали и описали в Инобре
Почему «учить ученого» – потому что с того момента, когда в Инобре появилась эта программа, перед ее организаторами стояла нетривиальная задача. Студентами становились управленцы, чаще всего уже имеющие кандидатские или докторские степени. Половина среди студентов и выпускников – проректоры и руководители подразделений вузов, управленцы с практическим опытом. Вряд ли бы получилось работать с ними в парадигме традиционной магистерской программы, с учебными задачами и ВКР как их финальным воплощением.
Пришлось изобретать новую модель. Какими-то ее деталями – например, сочетанием очных и заочных модулей – уже не удивишь: в 2011-м это было прорывной идеей, связанной с высокой загруженностью студентов на основной работе, а сейчас, после пандемии, к этой форме приходят все студенты. А вот отказ от лекционных форматов в пользу создания интеллектуальных продуктов все еще практически не применяется в магистратурах.
В частности, это «Продуктовая фирма». В этом году на программе их 11: это и аналитические решения для приемной кампании вуза, и центры дополнительного образования как стартапы, и разработка стратегий вузов, факультетов, магистерских программ, и многое другое. На протяжении учебы студенты участвуют в двух обязательных «фирмах» (кейсы вузов и региональные аналитические обзоры) и берут еще две на выбор. Работа, как правило, идет в группах – таким образом каждый студент становится автором или соавтором четырех продуктов.
В качестве продуктов выступают, как правило, решения для вузов, прототипы образовательных программ, аналитические материалы, кейсы, исследования. Такой формат позволяет каждому студенту инвестировать свое время именно в то, что ему интересно и нужно по основной работе (например, это решение для своего вуза), а в качестве ВКР представить портфолио из готовых проектов. Среди условий «фирм» – свободный выбор студентами и руководителями того, что им интересно, самостоятельно построенные отношения внутри групп (в том числе в распределении авторских прав), взаимные обязательства внутри группы, представление проекта потенциальному заказчику и его обратная связь.
«Процесс выбора оказался не таким простым, как это представлялось в начале, по факту он растянут на полтора месяца, в течение которых проходят презентации «фирм» студентам, самоопределение студентов и переговоры с внешними заказчиками продуктов, встречи-интервью руководителей «фирм» с выбравшими их студентами, формирование мини-групп разработчиков, фиксация договоренностей и планирование будущей работы. Нередки случаи, когда за это время первоначальный выбор по каким-то причинам не устраивает студентов или руководителей «фирм», происходит смена команды разработчиков», – отмечает Кирилл Зиньковский.
Несколько лет работы показали жизнеспособность и перспективность такого формата: это доказывают и сотни кейсов российских вузов, и решения, воплощенные на практике – в реформах университетов и создании программ, и комьюнити выпускников, настоящая «социальная сеть» самых инициативных управленцев в высшем образовании. Сегодня в этом клубе – более 300 выпускников и более 100 студентов, среди которых и ректоры, и региональные министры. А главное, наработанный опыт и методики могут воплощаться в других магистерских программах.
Монографию Кирилла Зиньковского, изданную в серии «Подготовка профессионалов для нового образования» (второй выпуск), можно прочитать здесь.
Подробнее о программе «Управление в высшем образовании» можно узнать здесь.