Школьные рецепты для сложных условий – о секретах выживания в неблагополучной социально-экономической обстановке – в диссертации Романа Звягинцева
В своей работе Роман опирался на данные лонгитюдного исследования ТРОП (в его фокусе на протяжении десятилетия были больше 4 тысяч учеников из более чем 200 школ), на анкеты более тысячи учителей и директоров, а также на региональные исследования, которые центр вел в Томской и Ленинградской областях. На основании этих данных автор диссертации делает вывод, что резильентных школ – тех, где дети показывают результаты на уровне лучших школ региона, несмотря на крайне неблагополучное социально-экономическое положение, – менее 4%.
Какие подходы отличают эти школы от соседних? Роман Звягинцев и его соавторы по исследованиям выделяют несколько характерных черт, например:
— Резильентные школы строже относятся к любым проявлениям нетерпимости: как правило, здесь активно борются с буллингом и привлекают детей с особыми потребностями к участию во всех классных и внеклассных мероприятиях.
— Здесь более активная, чем в других школах, подготовка к взрослой жизни – в том числе и к тому, что незнакомый «взрослый» мир может быть некомфортным и недружелюбным. Это касается и профориентации, и частых встреч со студентами и представителями разных профессий, и экскурсий. Если речь идет о сельских школах, то это частые поездки в город и знакомство с его средой.
— Как правило, резильентные школы приходят к «модели полного дня». Учителя стараются работать с детьми и подростками не только во время уроков, но и после. Здесь активно развивается культура дополнительных занятий.
— Более требовательные учителя. В частности, в резильентных школах строже, чем в «обычных», требуют выполнения домашних заданий.
— Возможно, одно из главных отличий от неблагополучных школ: полноценный дифференцированный подход. В резильентных школах принято оказывать равное внимание всем ученикам, независимо от их уровня успеваемости, в то время как в неблагополучных обычно концентрируют усилия на наиболее слабых учащихся, оставляя без должного внимания всех остальных.
Есть и другие особенности, связанные, в том числе, с моделями взаимодействия с родителями и вообще сообществом, окружающим школу. Стратегии и практики, сформулированные Романом Звягинцевым, могут быть полезны для коллективов тех школ, где хотят добиваться более успешных образовательных и профессиональных траекторий для учеников.
Поздравляем Романа с успешной защитой. С диссертацией можно ознакомиться здесь.
Узнать больше о резильентных школах можно из книги сотрудников Центра общего и дополнительного образования «Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях», составленной Марией Пинской.