• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школьные рецепты для сложных условий – о секретах выживания в неблагополучной социально-экономической обстановке – в диссертации Романа Звягинцева

Трудно прыгнуть выше головы – и так же трудно хорошо учиться и добиваться успехов, когда живешь в депрессивном районе или поселке. Исключений немного, но они особенно ценны, когда целая школа добивается лучших результатов, чем все вокруг в неблагополучной среде. Этот феномен называется академической резильентностью, его изучают во всем мире – в чем секрет таких учеников и школ? Несколько лет этот вопрос изучают в Центре общего и дополнительного образования имени Пинского. Младший научный сотрудник центра Роман Звягинцев подготовил исследование факторов школьной резильентности – это стало темой его кандидатской диссертации, на днях защищенной в Вышке.

Школьные рецепты для сложных условий – о секретах выживания в неблагополучной социально-экономической обстановке – в диссертации Романа Звягинцева

В своей работе Роман опирался на данные лонгитюдного исследования ТРОП (в его фокусе на протяжении десятилетия были больше 4 тысяч учеников из более чем 200 школ), на анкеты более тысячи учителей и директоров, а также на региональные исследования, которые центр вел в Томской и Ленинградской областях. На основании этих данных автор диссертации делает вывод, что резильентных школ – тех, где дети показывают результаты на уровне лучших школ региона, несмотря на крайне неблагополучное социально-экономическое положение, – менее 4%. 

Какие подходы отличают эти школы от соседних? Роман Звягинцев и его соавторы по исследованиям выделяют несколько характерных черт, например:

—  Резильентные школы строже относятся к любым проявлениям нетерпимости: как правило, здесь активно борются с буллингом и привлекают детей с особыми потребностями к участию во всех классных и внеклассных мероприятиях.

— Здесь более активная, чем в других школах, подготовка к взрослой жизни – в том числе и к тому, что незнакомый «взрослый» мир может быть некомфортным и недружелюбным. Это касается и профориентации, и частых встреч со студентами и представителями разных профессий, и экскурсий. Если речь идет о сельских школах, то это частые поездки в город и знакомство с его средой.

— Как правило, резильентные школы приходят к «модели полного дня». Учителя стараются работать с детьми и подростками не только во время уроков, но и после. Здесь активно развивается культура дополнительных занятий.

— Более требовательные учителя. В частности, в резильентных школах строже, чем в «обычных», требуют выполнения домашних заданий.

— Возможно, одно из главных отличий от неблагополучных школ: полноценный дифференцированный подход. В резильентных школах принято оказывать равное внимание всем ученикам, независимо от их уровня успеваемости, в то время как в неблагополучных обычно концентрируют усилия на наиболее слабых учащихся, оставляя без должного внимания всех остальных.

Есть и другие особенности, связанные, в том числе, с моделями взаимодействия с родителями и вообще сообществом, окружающим школу. Стратегии и практики, сформулированные Романом Звягинцевым, могут быть полезны для коллективов тех школ, где хотят добиваться более успешных образовательных и профессиональных траекторий для учеников.


Поздравляем Романа с успешной защитой. С диссертацией можно ознакомиться здесь.


Узнать больше о резильентных школах можно из книги сотрудников Центра общего и дополнительного образования «Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях», составленной Марией Пинской.