• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Гиг-экономика не разбила «стеклянный потолок» – Инобр и Skyeng обнаружили неравенство женщин в новых формах занятости

У гендерного неравенства много причин. Женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице, их шансы достичь высокие позиции ниже (эффект «стеклянного потолка»), и они чаще работают на позициях, не предполагающих карьерного роста (так называемый эффект dead-end jobs). Часто женщины выполняют основную долю домашней работы, в частности, ухаживают за маленькими детьми и престарелыми родственниками. В итоге – оказываются на менее привлекательных позициях, зарабатывают меньше и, следовательно, оказываются в худшем экономическом положении.

Гиг-экономика не разбила «стеклянный потолок» – Инобр и Skyeng обнаружили неравенство женщин в новых формах занятости

Вместе с тем, рынок труда не стоит на месте и сегодня все чаще мы становимся свидетелями более гибких рабочих контрактов, которые называют «гиг-экономикой». Эта система трудовых отношений построена на формировании краткосрочных и/или крайне гибких контрактов между работодателем и его сотрудниками (хорошим примером работы в «гиг-экономике» служат фрилансеры-программисты). Исследователи предполагали, что подобная система гибкой трудовой занятости может изменить рынок труда и предоставить женщинам больше возможностей. Однако эмпирические данные не подтверждают эту гипотезу. Например, женщины – водители Uber в Америке зарабатывают на 7% меньше, чем мужчины, а на онлайн платформе Amazon Mechanical Turk эта разница составляет 20%. При этом, как правило, меньше всего зарабатывают женщины с маленькими детьми. 

Команда исследователей из Института образования и онлайн-школы Skyeng проанализировала, как устроена работа педагогов английского языка и как выражается гендерное неравенство на платформе Skyeng. Были проанализированы логи (автоматически собираемых данных о проведенных уроках) 6 461 404 уроков, проведенных 13 571 преподавателем на платформе Skyeng в период с 1 января 2019 года по 1 июня 2020 года.  Данные предоставлены в рамках работы базовой кафедры Skyeng в Институте образования.

Всего женщин-преподавательниц на платформе около 80%. При этом женщины работают меньше часов, чем мужчины. Особенно существенно данный разрыв фиксируется в возрастной группе 25-35 лет. В случае более молодых групп учителей (18-24) и более взрослых (35+) разница в нагрузке меньше. При этом было показано, что различия связаны с различным распределением рабочей нагрузки в течение дня. На платформе зафиксировано два пика активности, во время которых проводится максимальное число уроков: утренний (10:00 – 13:00) и вечерний (19:00 – 22:00). Женщины 25-35 лет проводят статистически значимо меньшее число занятий в вечерний пик. 

Так как данные были ограничены информацией о логах активности, исследователи могут только предполагать, как объяснить природу выявленных различий. Возможно, дефицит возникает из-за того, что вечерние часы молодых женщин преподавателей  могли быть посвящены уходу за детьми и общению с семьей, ведь существует множество исследований, показывающих бОльшую вовлеченность женщин в неоплачиваемую работу по дому. Более того, по данным Федеральной службы статистики РФ, средний возраст женщины при рождении ребенка составляет 29 лет, то есть на возрастной период 30-35 приходится основная часть заботы о маленьких детях.

Результаты исследования показали важность разработки политик по снижению гендерного неравенства не только в традиционных сферах, таких как STEM, но и в этом быстрорастущем секторе труда. Даже гибкие и удаленные условия работы не предотвращают гендерный разрыв, особенно для определенной возрастной группы. Гибкие платформы получают возможность фактически в режиме реального времени отслеживать положение своих сотрудников и отвечать на возникающие вызовы. 

Ценность исследования подчеркивается тем, что оно опубликовано в мультидисциплинарном журнале Scientisic Reports группы Nature. Журнал публикует социально значимые исследования и ставит своей целью содействие открытости и прозрачности науки, а также продвижение самых высоких стандартов исследовательской культуры.

«Преимущество онлайн-платформ, в частности образовательной платформы, созданной Skyeng, в том, что с ее помощью компания собирает и анализирует большой объем различных данных, связанных с обучением студентов всех возрастов (за исключением персональных данных). Эта информация позволяет компании постоянно совершенствовать технологии для обучения, дорабатывать существующий и создавать новый актуальный и интересный образовательный контент — делать все, чтобы каждый ученик максимально комфортно и быстро достигал своей личной цели. А благодаря сотрудничеству с Институтом образования ВШЭ появляется возможность более широкого использования собранной статистики, чтобы выявлять и поднимать глобальные проблемы в образовании и обществе и предлагать их решения, основанные на данных», – рассказал Михаил Свердлов, ex-контент директор Skyeng, зав. кафедрой в ИнОбр ВШЭ, куратор сообщества Яндекс Кью «Образование», автор телеграм-канала «Образование, которое мы заслужили».

Прочитать статью можно здесь.