• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Когда «черный лебедь» прилетел – советы, исследования и идеи экспертов Инобра на Московском салоне образования

На ММСО планировали обсуждать итоги пандемии, но жизнь подбросила очередного «черного лебедя», поэтому главной темой стала помощь работникам образования в момент растерянности, чувства тревоги, неопределенности – так сказано в манифесте салона. Большую роль в решении этой задачи отводилась экспертам института.

Когда «черный лебедь» прилетел – советы, исследования и идеи экспертов Инобра на Московском салоне образования

«Образование и наука оказались на переднем крае налаживания диалога, снятия границ. Их нельзя запереть в рамках, наоборот, мы всегда говорим о мировой науке, о снятии ограничений за счет образовательных траекторий. Сейчас особенно важно организовать диалог между теми, кто строит образовательную политику, и теми, кто проводит исследования, чтобы под решениями лежала доказательная база. На салоне мы предложили много серьезных работ, идей, построенных на исследованиях. Это касалось и дошкольного сектора, и консультационной помощи родителям, и дополнительного образования, и труда учителей, и высшего образования. Отдельный круглый стол посвятили тому, как достигать национальных целей в области образования в новых условиях. Мы обсуждали, как преодолеть острые разрывы в образовании, как сделать его ресурсом взаимопонимания, развития гуманитарных ценностей», – рассказала Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании.

Инобр участвовал почти в двух десятках дискуссий и круглых столов – они доступны в видеозаписи:

«Достижимость национальной цели развития образования: архитектура мониторинга будущего». На круглом столе, инициированном Счетной палатой, Ирина Абанкина и Александр Клягин рассказали об оптимальной модели реализации нацпроекта «Образование»

— Илья Коршунов модерировал дискуссию «Образование: занятость и устойчивое развитие. Новые возможности федерального проекта «Содействие занятости» в 2022 году». Обсуждали, как система непрерывного образования может ответить на новые потребности отраслей из-за глобальных перемен структуры товарных потоков.

«Этнокультурное дополнительное образование: могут ли традиции стать трендом?»– на этот вопрос отвечали участники круглого стола, модератором на котором выступил Сергей Косарецкий, а среди выступавших был Алексей Обухов. Как сделать «традиционное» содержание не архаичным, а современным, связанным с выбором профессии и развитием территорий?

— Сергей Косарецкий также был модератором в рамках дискуссии «Кадровая трансформация в дополнительном образовании детей». Какие варианты кадровой политики реализуются в рамках развития региональных систем допобразования? Каковы практики привлечения и удержания кадров в конкурентной среде? 

— Образование — это среда, которая перманентно испытывает дефицит профессиональных кадров. Молодежь неохотно идет работать в школы, возрастные учителя не адаптируются к онлайну, заработок учителя не поднимается выше среднего значения по региону. Эти проблемы Ирина Абанкина и Кирилл Зиньковский обсудили на сессии «Карьерные пути педагога: нагрузка, вознаграждение и перспективы».

— Что такое современный качественный образовательный продукт? Как его сделать и оценить? Михаил Свердлов вместе с другими экспертами искал ответ на круглом столе «Создание качественного образовательного продукта: подходы и метрики».

— Также Михаил Свердлов выступил в рамках дискуссии «EdTech VS инфобизнес»

— Андрей Павлов модерировал дискуссию «Дополнительное образование VS профессиональное обучение», на которой обсуждали новый тренд – проявление интереса детей и родителей к получению прикладных навыков и фактически прикладных квалификаций.

— Непростая тема «Конфессиональное дополнительное образование детей: ожидаемое и неожиданное» предполагала вопросы, что отличает конфессиональный сектор от светского, как он выстраивает отношения с государством и каковы его ресурсы. Модератором стал Иван Иванов

— Илья Коршунов выступил на круглом столе «ДПО как центр инновационного, исследовательского и научно-методического развития образования». Говорили о том, какие проблемы новой ситуации неопределенности необходимо сегодня исследовать? Как разделены исследовательские функции между вузами и организациями ДПО? 

— Также Илья Коршунов модерировал диалог на тему «Университеты и дополнительное образование: социально-экономическая устойчивость территорий и отраслей».

«Образовательный контент ДПО: чему и как сегодня обучать педагогов?». Ответы на эти вопросы (а также — что нового необходимо предложить стареющим кадрам образования, как помочь молодым педагогам обрести себя в профессии?) искали эксперты, одним из которых был Сергей Косарецкий

— Он же выступил модератором большого разговора на тему «Дополнительное образование в школе. Автономно? В партнерстве? В экосистеме?». Всем ли школам под силу сформировать полноценный пакет программ с необходимым кадровым и методическим обеспечением или необходима кооперация с внешкольными организациям? Должна ли школьная модель быть уникальной или необходимы типовые модели, сетевые решения, «франшиза»? 

— Ирина Абанкина приняла участие в разговоре о том, что делать управленцам в дошколке – оставаться профессионалами, не провоцировать конфликты, не разрывать устоявшиеся связи. Тема встречи – «Работа детского сада в условиях динамично меняющегося мира: оставаться профессионалами».

«Что кроме родительского собрания? Новые формы коммуникации школы» – в рамках этой темы эксперты обсудили, как школе подстроиться под новое поколение родителей – они отлично умеют работать с информацией, готовы к сложному диалогу, а готова ли школа? Своей точкой зрения поделился Константин Серегин 

— Также Константин Серегин выступил в рамках обсуждения новых моделей школ – «Школа: прототип 2022».

«Летний детский отдых - 2022. Все будет хорошо? А что именно?». Дискуссию о том, как изменила пандемия спрос родителей на традиционные услуги детских лагерей, модерировал Сергей Косарецкий.