В Инобре просчитали дороги, ведущие в вуз – работы, посвященные будущему школьников, получили премию Вышки
Статья Юлии Керша (Центр общего и дополнительного образования им. Пинского) называется максимально просто: «С кем учиться, чтобы попасть в вуз». Она посвящена социально-экономической композиции школы. Исследование показало, что одноклассники и вообще то окружение, которое сложилось у подростка в школе, определяют выбор дальнейшего пути даже сильнее, чем индивидуальные характеристики семьи. Это противоречит результатам большинству работ в данной области, в которых не учитывался показатель социально-экономического компонента. Причем, лонгитюдный характер исследования позволил проследить и за «отложенным решением» получить высшее образование, если оно принято через несколько лет – уже после того, как подросток ушел после 9 класса в колледж: именно для этих детей эффект композиции оказался самым значительным.
Автор подчеркивает, что в России влияние социально-экономической композиции школы еще почти не нашло своего места ни в исследовательской, ни в политической повестке, хотя на бытовом уровне о нем известно хорошо: «Более 40% родителей считают хорошее окружение ребенка в школе одним из факторов, способствующих образовательной успешности». Пока не очень понятно, как формируется описанный эффект: выявлено, что за него отвечают скорее социальные факторы, нежели успеваемость детей. И это усложняет не только изучение проблемы, но и формирование практических рекомендаций, ведь уже известные нам меры поддержки не работают, когда речь идёт о преодолении социальных эффектов. «Но, как говорится, предупрежден – значит, вооружен», – оптимистично заключает Юлия Керша.
Прочитать статью можно в «Вопросах образования»
«Как становятся олимпиадниками?» – так названа большая (в двух частях) статья победительницыконкурса прошлого года Ксении Романенко (ПУЛ «Развитие университетов») и Светланы Черненко (Центр развития навыков и профессионального образования). Правильная олимпиада, как известно, это прямая дорога в хороший вуз, а в центре исследования оказалась именно такая – Всероссийская олимпиада школьников. Авторов заинтересовали практики, которые применяют школы, чтобы подготовить будущих призеров олимпиады.
По итогам исследования было выделено семь практик, которые можно рекомендовать школам. Самыми распространенными оказались сотрудничество с вузом – приглашение преподавателей или, наоборот, визиты с потенциальными олимпиадниками в университет – и дополнительные занятия с преподавателями после уроков. Кстати, авторов статьи удивило, что подготовка к олимпиадам в школах ведется не системно – это «скорее индивидуально мотивированная деятельность, нежели выстроенный процесс по работе с талантливыми детьми».
Прочитать статью можно в «Образовательной политике»
И, наконец, Тарас Пащенко (Лаборатория проектирования содержания образования) награжден за свою уже знаменитую книгу, написанную в соавторстве с Никитой Непряхиным – «Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни». Она издана еще в 2020 году, была в шорт-листе премии «Просветитель» и успела стать бестселлером. Книга учит подростка принимать верные решения самому – не оглядываясь на «авторитетные мнения» друзей или старших.
Выбирать приходится постоянно: начиная с того, как вести себя с новеньким в классе, и заканчивая будущей профессией. Не всегда легко «включать логику», но этому можно научиться. Книга построена на упражнениях: начинается с тестов на критическое мышление, затем — привычные для школьников ситуации с разбором разных вариантов решений. Авторы учат распознавать стереотипы и не поддаваться им, объясняют, как рождаются суеверия и как влияет на нас общественное мнение.
Подробнее о книге на сайте издательства
Поздравляем коллег с победой!
Полный список победителей здесь