Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России
Не верьте в борьбу полушарий
Если знать, как работает мозг, можно настроить процессы познания и обучения нужным образом. На этом строится подход, который все еще не получил единого «канонического» названия. В зарубежной науке в ходу термины нейрообразование и нейродидактика, в российских источниках часто пишут о нейропедагогике – что уже позиционирует эту дисциплину как прикладную по отношению к педагогике. Бум интереса к нейробиологическим исследованиям пришелся на 1990-е – тогда в обществе и начали распространяться нейромифы.
«Нейромиф – заблуждение, которое родилось из неверного толкования научного факта. Это официальный термин, его 20 лет назад представила ОЭСР, существует даже каталог нейромифов. Они плотно вошли в общественное сознание, их тяжело опровергнуть, по ряду мифов сняты фильмы, изданы книги, созданы увлекательные образовательные программы, которые обрели массовую популярность».
Самых распространенных мифов – несколько. Это:
— Доминирование разных полушарий мозга может помочь объяснить индивидуальные различия между учащимися: если человек творческий, эмоциональный, то у него доминирует правое полушарие, а если склонен к логике и аналитике, то левое.
— Люди учатся лучше, если обеспечить предпочтительный для них способ получения информации – якобы люди деляться на исключительно визуалов, аудиалов, кинестетиков.
— Мы используем только 10% мозга, поэтому его потенциал можно расширить.
— Многозначность во время учебы увеличивает продуктивность (на самом деле к многозадачности готовы всего-то 2,5% людей).
Сюрприз: делить на аудиалов и визуалов бесполезно
Изучать нейромифы в образовании начали 20 лет назад в Бразилии. Там была использована методика, которая потом воспроизводилась в других подобных крупных исследованиях (сотрудники Лаборатории онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финуниверситета опирались на несколько таких исследований). Работникам образования давали список из нескольких десятков утверждений – научные факты там были смешаны с нейромифами. Все эти исследования, проводившиеся в Великобритании, Нидерландах, Турции, Китае и других странах, показали широкое распространение нейромифов.
Для своего исследования докладчики выбрали преподавателей вузов – потому что эта категория работников образования не была затронута исследованиями в других странах. Опросники заполняли 147 преподавателей. Стопроцентно верного разделения мифов и фактов не обнаружено ни в одном случае – чаще всего преподаватели давали 15-18 правильных ответов (всего было 25 вопросов). Распространенность нейромифов в России также оказалась высокой.
«Одним из самых популярных у российских преподавателей оказался нейромиф о предпочтительном способе получения информации («визуалы», «аудиалы», «кинестетики»), в него верят более 80% респондентов. Нет научных доказательств того, что акцент на предпочтительный способ восприятия информации является эффективным в обучении. Процессы в работе мозга сильно взаимосвязаны. Например, когда мы изучаем математическую формулу, педагог не может нам дать ее освоить физически (кинестетики), только нарисовать мелом на доске (визуалы) или только рассказать о ней (аудиалы). Мы учимся, используя все каналы восприятия одновременно».
Мария Максимова
Главный специалист лаборатории онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ
По итогам исследования выделено семь самых популярных нейромифов. В том числе – общемировая «классика» о доминировании полушарий (верят 69%) и использовании десятой доли мозга (верят 45%). Также 59% думают, что прослушивание классической музыки улучшает способность рассуждать, 55% считают, что память человека устроена примерно как у компьютера – каждое воспоминание хранится в крошечной зоне мозга. 38% верят в пользу многозадачности.
Нужны ли нейрознания преподавателям вузов?
После доклада началась дискуссия о том, насколько вредны могут быть нейромифы в образовании, как они могут влиять на методики и программы. Такие примеры есть – например, когда класс делили «по полушариям», рассаживая тех, у кого якобы доминирует «аналитическая» и «творческая» зоны мозга. Актуальный вопрос – как бороться с нейромифами. Здесь ключевым средством должно стать распространение научной информации, опровергающей заблуждения.
«Хотелось бы понять, какую роль достоверная информация о работе мозга играет при разработке и реализации основных образовательных программ высшего образования, подготовке педагогических кадров. Мы видим, что если преподаватели массово верят в мифы, то этот вопрос стоит остро».
Хажмухамед Этуев
Заведующий лабораторией онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ
«В исследовании был представлен миф о доминировании полушарий. А как вы считаете, можно разделить людей на тех, кто мыслит критически и креативно – насколько это научно? Нейрофизиологи утверждают, что как раз именно креативная деятельности дала человечеству эволюционное преимущество, а в аудиториях мы можем услышать, что с той или иной задачей студенты не справятся, потому что они гуманитарии».
Людмила Александрова
Доцент кафедры цифровизации образования Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ
«В центре зарубежных исследований, в основном, были учителя, которые работают с детьми. Это понятно, потому что структура мозга ребенка пластична, и нейрограмотность педагога важна даже в плане того, чтобы вовремя заметить проблемы. А в чем ваша идея с вузовскими преподавателями, которые работают со взрослыми? Допустим, мы повысим их нейрограмотность, а что дальше, какой выхлоп?»
Петракова Анастасия Владимировна
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник
Ольга Фролова в ответ пояснила, что и во взрослом возрасте, если мы говорим о студентах, «еще ничего не потеряно», и вузовские программы тоже могут быть грамотно настроены с точки зрения образовательной нейробиологии. Да, мозг по-прежнему «пластичен», а также, в отличие от ребенка, взрослый человек может сознательно и мотивированно работать над собой.
Полную видеозапись можно посмотреть здесь
Презентация_Нейромифы_МаксимоваФролова (PDF, 4.38 Мб)
Ольга Фролова
Главный специалист лаборатории онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ