• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Поможем вузам в жизни после шторма пандемии: с новыми вызовами для университетов будем справляться вместе – присоединяйтесь к инициативе

То, что происходило в высшем образовании с началом пандемии, называли «Шторм первых недель» – так было озаглавлено большое исследование 2020 года. Шторм продлился не недели, а многие месяцы, но, кажется, закончился, однако многим вузам все еще сложно приспособиться к новой реальности – с большим количеством гибридных программ, проблемами психологического и социального неблагополучия студентов и т.д. Проект, названный УНИКО – университетская национальная инициатива качества образования – может с этим помочь. Его создали тринадцать ведущих университетов, а теперь присоединиться может любой вуз.

Поможем вузам в жизни после шторма пандемии: с новыми вызовами для университетов будем справляться вместе – присоединяйтесь к инициативе

Родом УНИКО еще оттуда, из «шторма первых недель». «Мы тогда объединили усилия, чтобы понять, что происходит с вузами при переходе в дистант. Анализировали эффекты, сложности, возможности, постепенно это трансформировалось в вопрос, как вообще обеспечить качество высшего образования в новых условиях. Как менять сам процесс учебы, сервисы… Проводилось много социологических исследований, опросов, интервью. Ведущие вузы описывали свои практики – что они делают, чтобы поддерживать качество. Так стало понятно, что формируется сеть вузов, которые находят лучшие практики, и мы постоянно ими обменивались. В этом году проект трансформируется в национальную систему УНИКО, задача которого – собирать, изучать и транслировать практики обеспечения качества образования», – рассказывает Олег Лешуков, заведующий ПУЛ «Развитие университетов».

Ядром стали практики решения тех 10-12 главных проблем, которые выявила пандемия и они сохранились для вузов в новых условиях. Например, это недостаточная приспособленность первокурсников к работе в новых условиях – ответом на это стали практики специальных курсов для тех, кто только пришел в вуз. Ответом на ситуации психологического неблагополучия студентов стали проекты служб психологической помощи в вузах – они тоже были изучены и описаны. Так начал собираться банк практик с доказанной эффективностью. 

Сегодня в УНИКО входит 21 университет, включая Вышку, ТГУ, УрФУ, МГПУ, Политех им. Петра Великого и ряд других. «Начали в прошлом году с ведущих вузов, увидели, что они успешно обмениваются практиками, и встал вопрос, как помочь остальным. Задача этого года – мультиплицировать опыт. Есть идея вовлечь в УНИКО больше университетов, чтобы каждый из, условно, «основателей» на первом этапе взял на себя работу с 2-3 региональными вузами», – рассказал Олег Лешуков. Этим летом и осенью УНИКО намерены провести несколько выездных сессий в регионах. Инобр, как один из ведущих исполнителей в экспертно-аналитической части, также начнет работать с несколькими вузами.

Университеты, присоединившиеся к инициативе, получат доступ к банку образовательных практик с доказанной эффективностью (и смогут сами его пополнять), адресные консультации и методическую поддержку, будут участвовать в проектных сессиях и исследованиях – а также в первую очередь получат результаты этих исследований.

«Очень важно, что это история «движения снизу»: идея УНИКО родилась не из больших политических дискуссий, а на площадках горизонтальной коммуникации между вузами, которые столкнулись с форс-мажорной ситуацией, и поняли, что находить решения сообща более эффективно. Во-вторых, очень важно, что эта история добровольная. По сути, мы формируем сообщество единомышленников, которые видят ценность в формировании новой культуры качества в российском высшем образовании. И мы будем рады принять в наши ряды всех, кто разделяет эту ценность. Еще одной важной особенностью инициативы является то, что в ее основе лежит принцип доказательности. Участники инициативы становятся экспериментальными площадками для апробации практик повышения качества высшего образования. Практики с доказанной эффективностью, в свою очередь, становятся всеобщим достоянием и доступны для тиражирования». 

Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор

Подробнее об УНИКО можно узнать здесь

УНИКО (PPTX, 14.42 Мб)