• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как высшему образованию стать еще выше – подсказки, кейсы, идеи – в трех новых книгах из «Библиотеки журнала «Вопросы образования»

Наверное, многим ректорам интересно, как «они» – какие-нибудь молодые вузы, которых несколько десятилетий назад еще и в проекте не было – достигли высоких мест в рейтингах, обойдя солидные университеты с вековой историей. А преподавателям хочется знать, как теперь – в новой послековидной реальности – искать общий язык со студентами. А политикам и управленцам – как силами системы образования построить что-то подобное «восточноазиатскому чуду»... Вопросов много, на все  стараемся находить ответы, выпуская в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования» новые книги – надеемся, для многих они станут настольными. Сегодня представляем три новинки. По большей части они посвящены сфере высшего образования, но не исчерпываются ею.

Как высшему образованию стать еще выше – подсказки, кейсы, идеи – в трех новых книгах из «Библиотеки журнала «Вопросы образования»

«Ускоренные университеты» – научный бестселлер, который впервые выходит на русском, этому предшествовало английское и китайское издания. Этот сборник кейсов составили четыре известных исследователя высшего образования из разных стран – Филипп Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и наш коллега, главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин. Авторы проанализировали кейсы восьми исследовательских университетов, которые появились относительно недавно, но быстро заняли топовые позиции в мире. Да, конечно, каждый пример индивидуален, но есть и что-то общее – в данном случае в том, что академическая традиция, которая стоит за известными университетами с историей, далеко не всегда позволяет выиграть гонку с «новичками». Иногда свобода от традиций помогает активнее развивать инновации и управленческие эксперименты. Отчасти «рецепт успеха» раскрывается даже в подзаголовке книги: «Соединение идей и денег для достижения академического совершенства». Прочитать ознакомительный фрагмент и приобрести книгу можно здесь.

Книгу «Интеллектуальный капитал в разных странах мира: образование и экономическая теория роста» написали Эрик Ханушек из Стэнфорда и Людгер Вёссманн из Мюнхенского университета. Интеллектуальным капиталом они называют познавательные навыки населения – то, что может развивать система образования. На страницах книги они доказывают гипотезу, что эти навыки, которые можно измерить с помощью международного оценивания школьников, влияют на показатели экономического роста, то есть знания – действительно ключ к экономическому развитию как в отдельной стране, так и в мировом масштабе. Авторы выступают за создание системы образования, которая обеспечивала бы эффективную подотчетность учебных заведений, их конкуренцию и вознаграждение педагогов за высокие результаты их учеников. Узнать больше о книге и приобрести ее можно здесь.

Третья книга написана известным российским социологом, первым проректором Вышки Вадимом Радаевым. Называется она «Преподавание в кризисе», и, по словам автора, этот кризис старых форм взаимодействия со студентами возник в университетах еще до того, как началась пандемия. В книге разбираются многие его причины и формулируются общие принципы, на которые могли бы ориентироваться преподаватели сегодня. Вадим Радаев опирается на свой более чем сорокалетний преподавательский опыт, говоря о тех проблемах профессии, которые, при всей их очевидности, постоянно остаются на периферии внимания исследователей. Дистанция между преподавателем и студентом с каждым годом увеличивается, постоянно заставляя заново отвечать на вопрос: как преподавать? И даже – зачем вообще нужно преподавать? Узнать больше о книге, прочитать ознакомительный фрагмент и заказать ее можно здесь

«Надеемся, что всем работавшим над этими изданиями удалось дополнить список книг для чтения на лето для всех, кто профессионально занимается изучением проблем высшего образования или интересуется ими», – говорит Виктория Пичугина, ответственный секретарь серии. А за книгами, действительно, стоит большая общая работа – и переводчика Юрия Каптуревского, и научного редактора Антона Рябова, и редакционного совета серии, когда входят научные сотрудники Инобра – Исак Фрумин, Виктор Болотов, Екатерина Орел, Катерина Поливанова, Евгений Терентьев, а также представители  Вышки Ярослав Кузьминов, Даниил Александров, Мария Юдкевич.

Ответственному секретарю серии Виктории Пичугиной можно присылать отзывы на уже вышедшие издания, а также предложения – какие новые книги можно выпустить: vpichugina@hse.ru