• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Что там, в черепной коробочке? – яркие исследования на программе «Обучение и оценивание как наука»

Нейронауки в образовании – модная тема: все о них говорят, но мало кто знает подробности. Да, идея настроить обучение под индивидуальные особенности мозга звучит интересно, но как всё это выглядит на практике? Приоткрываем завесу тайны – рассказываем о нескольких исследованиях, которые ведут студенты магистерской программы «Обучение и оценивание как наука». Это дерзкие идеи, как можно использовать данные МРТ для образования, измерять «темную триаду личности» (звучит зловеще, не правда ли?) и многое другое. А еще на программе продолжается набор – до 26 июля есть время подать документы и присоединиться к этой необычной школе исследователей и практиков.

Что там, в черепной коробочке? – яркие исследования на программе «Обучение и оценивание как наука»

В нынешнем виде программа «Обучение и оценивание как наука» существует только год. До этого несколько лет в Инобре действовала магистратура для психометриков – здесь готовили тех, кто умеет измерять, в том числе, сложные конструкты (такие, как уровень развития гибких навыков у детей и взрослых), грамотно составлять тесты и оценивать их качество. В прошлом учебном году к психометрике добавились нейронауки. Так в исследованиях Инобра появился новый инструментарий – такой, например, как уже упомянутая магнитно-резонансная томография.

«Расслабьтесь, закройте глаза и бодрствуйте в течение 6 минут и 6 секунд». Это не инструкция из кабинета психоаналитика, а цитата из проекта исследования студента Максима Калинина . Его тема звучит так: «Исследование паттернов развития человеческого мозга на fMRI-сетях в состоянии покоя посредством теории графов и методов машинного обучения» . Если по-простому, исследование Максима позволит узнать, какие именно функциональные особенности отличают сформированный мозг взрослого человека, от детского – развивающегося, и по каким траекториям происходит это развитие. Исследовать это позволит как раз-таки ф-МРТ, потому что разные зоны мозга развиваются не синхронно, сначала надо измерить, как работает мозг в каждой возрастной группе.

Исследование проведено на 134 участниках, в которых примерно равные группы детей, подростков и взрослых. «Мы получили по 8 оценок функциональной связности для каждого узла, которые фиксируют различные взаимодействия между сигналами мозга. Признаки, выделенные с помощью теории графов, можно использовать для построения моделей машинного обучения, чтобы предсказывать возраст. Дальнейшая интерпретация тех особенностей, на базе которых алгоритмы ML принимают решения позволила выделить ключевые различия и особенности для разных возрастных групп», – сказано в проекте исследования.

Зловещей «темной триадой» занимается Алиса Кисловская. Ее исследование называется «Влияние социальной желательности в сценарной форме задач на примере измерения темной триады личности». Это термин из психологии, означающий соединение черт нарциссизма, макиавелизма (склонность манипулировать другими) и субклинической психопатии (она рассматривается как склонность к саморазрушительному образу жизни и правонарушениям). Для темной триады в целом характерна склонность к саморекламе, агрессивность и эмоциональная отстраненность. А главное – двуличность: «респонденты с ярко выраженными чертами темной триады стремятся скрыть злонамеренные черты, демонстрируют социально желательное поведение». Отличный вызов для создания теста, который не получится обмануть.

Социальная желательность ответов – вечная проблема многих опросников: респондент примерно понимает, «что такое хорошо», и сознательно или бессознательно дает те ответы, которых от него ждут. Избежать этого помогают сценарные опросники. В них человек не дает прямых ответов, а демонстрирует, как поступил бы в тех или иных ситуациях. «Они никогда не использовались для измерения темной триады личности», – подчеркивает Алиса Кисловская и приступает к разработке инструмента.

Свою методику измерений предложит и Екатерина Семенова , ее исследование называется «Как язык помогает категоризации: эффект называемости в категорическом обучении младших школьников». Оно направлено на  то, чтобы создать оптимальные условия для более раннего использования речи в обучении детей. Доказана связь уровня развития речи с более эффективной работой когнитивных механизмов, в том числе – развитием категорийных знаний (умение распределять что-либо по категориям, классифицировать). 

Екатерина разрабатывает комплект графических заданий, где детям предстоит решать разные увлекательные задачки с разноцветными пластиковыми бутылками (изображенными на экране, а не настоящими). По сюжету, надо будет сначала определять их цвета – якобы полезные бактерии на заводе переработки едят пластик разных цветов; затем сценарии усложняются (сами бактерии меняют цвет в зависимости от того, что съели, и т.д.). Сам тест построен на том, какими понятиями оперируют дети – от распространенных (оранжевый, красный цвет), до таких малоупотребимых, как горчичный или серо-зеленый цвета.


Программа «Обучение и оценивание как наука» :

— учит создавать инструменты оценивания с опорой на самые современные достижения психометрики;

— объясняет, как учатся дети и взрослые с использованием современных методов нейронаук, таких как МРТ, ЭЭГ и другие;

— помогает сделать первые шаги в аналитике и науках о данных.

Студенты учатся оценивать и прогнозировать образовательные результаты, настраивать обучающие программы под возраст, начальный уровень знаний и индивидуальные факторы. Полученные умения можно с легкостью применить в разных сферах: от EdTech до HR. Подробнее о программе «Обучение и оценивание как наука» можно узнать здесь

Ближайший вебинар для абитуриентов программы пройдет 19 июля в 18:00, чтобы присоединиться, регистрируйтесь