Путь «школа → вуз → работа» выходит из моды? – траектории выпускников всё более разнообразны: разбираем наглядно
Полный вариант исследования опубликован в серии «Современная аналитика образования», здесь приводим сокращенный вариант его изложения для РБК-Тренды. Инфографику для него выполнила Дарья Гвоздева, аналитик Центра научной интеграции ВШЭ.
Базу для работы взяли из национально репрезентативного исследования «Траектории в образовании и профессии». Выборку составили российские школьники, которые в 2012 году учились в 9 классе. Затем проследили траектории 1247 школьников, которые к 24–25 годам получили высшее образование: стартовые условия и контекст, в котором эти траектории разворачивались.
Оказалось, что для нынешних 25-летних характерны девять траекторий в образовании и на рынке труда. Сильнее всего эти пути отличает друг от друга длительность образования. В то время как 30% бакалавров и специалистов продолжает обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда.
Вторая особенность — это длительность опыта работы как после окончания обучения, так во время него. По статистике более 60% студентов совмещают учебу и работу, но у оставшихся 40% такого опыта нет. В итоге опыт работы 25-летних людей, обучавшихся в школе, бакалавриате и магистратуре, оказывается очень разным — от шести лет до полного его отсутствия. Это отражается на их заработках и на том, насколько легко и быстро им удается получить постоянную работу.
Первый тип: Одна ступень высшего образования и работа
Линейная траектория. Вариант, классический и традиционный на первый взгляд, в реальности встречается редко — линейной траектории следовали только 15% высокообразованной молодежи. После окончания 11 классов они поступили в бакалавриат, в вузе посвящали себя только учебе, а окончив его, сразу нашли постоянную работу, а не попали во временную занятость. Многие из них трудятся в сфере госслужбы и социальных услуг.
Линейная с совмещением. Главное отличие от первой — то, что представители этой траектории начали совмещать работу и учебу на старших курсах. Зачастую это связано с тем, что они живут в более крупных городах, значит, возможностей для работы у них больше. К 25 годам у них самый высокий трудовой доход — на 17 процентных пунктов выше среднего в выборке.
Карьерная траектория. Те, кто пошел по этому пути, тоже ограничились дипломом бакалавра, но вышли на рынок труда еще на первом курсе. Молодежь в этом треке преимущественно работает в сфере услуг, 21% имеют детей. На рынок труда они вышли скорее вынужденно — их школьная успеваемость, как и социально-экономический статус семьи, были ниже, чем у сверстников.
Второй тип: Длительное высшее образование и выбор пути
«Длинным высшим образованием» ученые называют окончание не только бакалавриата или специалитета, но и магистратуры. Как выяснилось, чаще всего по «длинному» пути следуют выпускники вузов с более высокой успеваемостью в школе и математической грамотностью, а также более высоким культурным капиталом семьи.
По длинной линейной траектории следуют те, кто после бакалавриата и специалитета поступил в магистратуру и впервые вышел на работу, поступив на вторую ступень образования. Две другие траектории с «длинным» образованием — полные противоположности друг друга. Как известно, более 80% магистрантов работает во время учебы. Некоторые из них следуют длинной карьерной траектории, иначе их можно назвать «карьеристами». Участники этого трека начали работать с первого курса бакалавриата, как и в простой карьерной траектории, но работа не помешала им продолжить учебу и в магистратуре. Оставшиеся 20% представляют траекторию-исключение — это отложенная траектория, или отложенное взросление. До 24 лет участники этой траектории никогда не работали, не совмещали учебу с работой, а посвятили себя учебе, окончив сначала бакалавриат или специалитет, а затем магистратуру. Никто из них не имеет детей.
Третий тип: Нетрадиционные маршруты
Среди всех траекторий выделяется нестабильная, или прекариальная. У участников этой траектории разный опыт получения образования. Большинство преодолели только одну ступень высшего образования, но часть продолжили обучение в магистратуре. Однако объединяет их специфика положения на рынке труда. Большую часть времени после окончания учебы выпускники работали на временной работе или неполный день.
Помимо традиционных маршрутов, по которым выпускники пришли в высшее образование, есть нетрадиционный — транзитный — трек. Его участники (преимущественно девушки — 75%) поступили в бакалавриат сразу после окончания колледжа на базе 9 классов. У них значимо более низкая успеваемость, как и культурный капитал семьи. Однако большинство из них живут в крупных городах с развитым рынком высшего образования, что облегчило поступление в вуз. На старших курсах они совмещали учебу с работой, и постепенно получили постоянные позиции. Трудовой доход в этой траектории ниже среднего по выборке на 20 процентных пунктов.
Подробнее о каждой из траекторий, а также о том, к каким общим выводам пришли исследователи и чем это может быть полезно для будущих выпускников, можно прочитать в РБК.Тренды
На программе «Доказательное развитие образования» продолжается приём. Это магистратура с самым широким диапазоном возможностей в Инобре. Здесь учатся аналитики, исследователи, эксперты, авторы образовательных программ и проектов, те, кто формирует образовательную политику. Подробнее о программе
Присоединяйтесь к вебинару для абитуриентов программы – ждем вас в пятницу, 22 июля, в 17:00. Чтобы подключиться, зарегистрируйтесь