• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Путь «школа → вуз → работа» выходит из моды? – траектории выпускников всё более разнообразны: разбираем наглядно

Школа — вуз — работа. Так на первый взгляд выглядит типичная образовательно-профессиональная траектория. Однако ее варианты становятся все менее последовательными и линейными. Студенты начинают работать задолго до окончания вуза, сама учеба часто растягивается во времени, а путь к профессии может лежать через длительную смену временных работ. Исследование Веры Мальцевой, руководителя магистерской программы «Доказательное развитие образования», и Натальи Розенфельд, выпускницы программы этого года, развеивает миф о том, что маршруты получения высшего образования и выхода на рынок труда все еще примерно одинаковы. Исследование позволит абитуриентам, студентам и выпускникам вузов «примерить» на себя тот или иной путь и сориентироваться среди возможностей рынка труда.

Полный вариант исследования опубликован в серии «Современная аналитика образования», здесь приводим сокращенный вариант его изложения для РБК-Тренды. Инфографику для него выполнила Дарья Гвоздева, аналитик Центра научной интеграции ВШЭ.

Путь «школа → вуз → работа» выходит из моды? – траектории выпускников всё более разнообразны: разбираем наглядно


Базу для работы взяли из национально репрезентативного исследования «Траектории в образовании и профессии». Выборку составили российские школьники, которые в 2012 году учились в 9 классе. Затем проследили траектории 1247 школьников, которые к 24–25 годам получили высшее образование: стартовые условия и контекст, в котором эти траектории разворачивались.

Оказалось, что для нынешних 25-летних характерны девять траекторий в образовании и на рынке труда. Сильнее всего эти пути отличает друг от друга длительность образования. В то время как 30% бакалавров и специалистов продолжает обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда.

Вторая особенность — это длительность опыта работы как после окончания обучения, так во время него. По статистике более 60% студентов совмещают учебу и работу, но у оставшихся 40% такого опыта нет. В итоге опыт работы 25-летних людей, обучавшихся в школе, бакалавриате и магистратуре, оказывается очень разным — от шести лет до полного его отсутствия. Это отражается на их заработках и на том, насколько легко и быстро им удается получить постоянную работу.

Первый тип: Одна ступень высшего образования и работа


Линейная траектория. Вариант, классический и традиционный на первый взгляд, в реальности встречается редко — линейной траектории следовали только 15% высокообразованной молодежи. После окончания 11 классов они поступили в бакалавриат, в вузе посвящали себя только учебе, а окончив его, сразу нашли постоянную работу, а не попали во временную занятость. Многие из них трудятся в сфере госслужбы и социальных услуг. 

Линейная с совмещением. Главное отличие от первой — то, что представители этой траектории начали совмещать работу и учебу на старших курсах. Зачастую это связано с тем, что они живут в более крупных городах, значит, возможностей для работы у них больше. К 25 годам у них самый высокий трудовой доход — на 17 процентных пунктов выше среднего в выборке.

Карьерная траектория. Те, кто пошел по этому пути, тоже ограничились дипломом бакалавра, но вышли на рынок труда еще на первом курсе. Молодежь в этом треке преимущественно работает в сфере услуг, 21% имеют детей. На рынок труда они вышли скорее вынужденно — их школьная успеваемость, как и социально-экономический статус семьи, были ниже, чем у сверстников.

Второй тип: Длительное высшее образование и выбор пути



«Длинным высшим образованием» ученые называют окончание не только бакалавриата или специалитета, но и магистратуры. Как выяснилось, чаще всего по «длинному» пути следуют выпускники вузов с более высокой успеваемостью в школе и математической грамотностью, а также более высоким культурным капиталом семьи.

По длинной линейной траектории следуют те, кто после бакалавриата и специалитета поступил в магистратуру и впервые вышел на работу, поступив на вторую ступень образования. Две другие траектории с «длинным» образованием — полные противоположности друг друга. Как известно, более 80% магистрантов работает во время учебы. Некоторые из них следуют длинной карьерной траектории, иначе их можно назвать «карьеристами». Участники этого трека начали работать с первого курса бакалавриата, как и в простой карьерной траектории, но работа не помешала им продолжить учебу и в магистратуре. Оставшиеся 20% представляют траекторию-исключение — это отложенная траектория, или отложенное взросление. До 24 лет участники этой траектории никогда не работали, не совмещали учебу с работой, а посвятили себя учебе, окончив сначала бакалавриат или специалитет, а затем магистратуру. Никто из них не имеет детей.

Третий тип: Нетрадиционные маршруты

Среди всех траекторий выделяется нестабильная, или прекариальная. У участников этой траектории разный опыт получения образования. Большинство преодолели только одну ступень высшего образования, но часть продолжили обучение в магистратуре. Однако объединяет их специфика положения на рынке труда. Большую часть времени после окончания учебы выпускники работали на временной работе или неполный день.

Помимо традиционных маршрутов, по которым выпускники пришли в высшее образование, есть нетрадиционный — транзитный — трек. Его участники (преимущественно девушки — 75%) поступили в бакалавриат сразу после окончания колледжа на базе 9 классов. У них значимо более низкая успеваемость, как и культурный капитал семьи. Однако большинство из них живут в крупных городах с развитым рынком высшего образования, что облегчило поступление в вуз. На старших курсах они совмещали учебу с работой, и постепенно получили постоянные позиции. Трудовой доход в этой траектории ниже среднего по выборке на 20 процентных пунктов.

Подробнее о каждой из траекторий, а также о том, к каким общим выводам пришли исследователи и чем это может быть полезно для будущих выпускников, можно прочитать в РБК.Тренды

На программе «Доказательное развитие образования» продолжается приём. Это магистратура с самым широким диапазоном возможностей в Инобре. Здесь учатся аналитики, исследователи, эксперты, авторы образовательных программ и проектов, те, кто формирует образовательную политику. Подробнее о программе

Присоединяйтесь к вебинару для абитуриентов программы – ждем вас в пятницу, 22 июля, в 17:00. Чтобы подключиться, зарегистрируйтесь