• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Поливать деньгами, но не только – рецепты выращивания «вузов-акселератов» обобщили в книге «Ускоренные университеты»

Зачем и как создавать новый университет, если в стране есть авторитетные, известные, высококлассные (список можно продолжать) вузы с богатой историей?  А можно ли создать новый университет мирового класса в «чистом поле», полив его деньгами? Решение нетривиальные, но они существуют?  Подтверждение тому – опыт, как минимум, дюжины высших учебных заведений из разных стран мира. Это «ускоренные университеты» – так названа и книга, впервые выпущенная на русском в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования», а до этого уже изданная на английском, китайском и испанском языках. Ее редакторы Филип Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и Исак Фрумин обнаружили это явление и пригласили лидеров «ускоренных университетов» поговорить о том, как можно с нуля создать университет мирового уровня. Их разговор, результатом которого стала эта книга состоялся в одном из лучших университетов мира – Массачусетском технологическом институте, который тоже когда-то начинался с технического училища. 

Поливать деньгами, но не только – рецепты выращивания «вузов-акселератов» обобщили в книге «Ускоренные университеты»

Объектами исследования стали восемь университетов Европы, США, Китая, Сингапура. Ближнее зарубежье представлено Назарбаев-Университетом, российская высшая школа – Сколтехом. Все они еще недавно существовали только в виде концепции, идеи, но быстро заняли лидирующие позиции. Из обсуждений президентов девяти ускоренных университетов с исследователями и появилась «книга рецептов», как можно назвать подробный разбор кейсов и их закономерностей.

Этих закономерностей обнаружено несколько. Первая – привлечение талантов: как в профессорско-преподавательском составе (многие новые университеты начинались с приглашения зарубежных ученых и управленцев), так и среди студентов – здесь сработала возможность учиться на английском и щедрые стипендии. Второй компонент – сочетание узкой или нишевой специализации с междисциплинарным подходом. Большинство исследуемых вузов специализируются на естественных и точных науках, но даже их кампусы и лаборатории зачастую устроены таким образом, чтобы смежные науки максимально пересекались. 

Устойчивое финансирование (как правило, со стороны государства) – третий элемент: как правило, новым вузам создавался особый финансовый режим. Здесь же, правда, есть ахиллесова пята ускоренных университетов, когда по ним били кризисы – такие примеры есть и в Казахстане (из-за падения цен на нефть), и в США. Еще одна общая черта – благосклонное отношение властей: в некоторых случаев правительства даже принимали под новые университеты специальные законы. «Большинство из этих вузов находятся в привилегированном положении, что позволяет им действовать более автономно и гибко, чем это разрешено другим учебным заведениям”, – отмечают авторы книги.

Они также анализируют, как выбирали географическое местоположение новых вузов, как именно там разрушали академические барьеры между дисциплинами, находили опору в лице университетов-партнеров, использовали механизмы слияния с другими учебными заведениями и научными коллективами – но, как правило, не на уровне организаций, а на уровне факультетов или кафедр.

Узнать больше о книге «Ускоренные университеты», ознакомиться с фрагментом и приобрести ее можно здесь