• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пусть школа поверит, что талантлив каждый ребенок – тогда решатся главные проблемы системы поддержки одаренных детей

В России активно развивают систему поддержки талантов – за последние 10-15 лет появилось много инициатив, госпрограмм и целевых проектов в этой сфере. Собственно, создание возможностей для развития талантов объявлено и одной из национальных целей до 2030 года. До недавнего времени об этом больше говорили в связи с внешкольным сектором, теперь всё более важную роль начинает играть школа: появляются профильные классы, аналоги «Кванториума», специальные школы при вузах, академии наук и многое другое. Как всё это работает, в чём сильные и слабые места школьной системы поддержки талантов, проанализировали исследователи Центра общего и дополнительного образования имени Пинского. Доклад Сергея Косарецкого, Константина Анчикова и Татьяны Мерцаловой издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Пусть школа поверит, что талантлив каждый ребенок – тогда решатся главные проблемы системы поддержки одаренных детей

Одна из выявленных проблем хроническая, о ней давно говорят исследователи, это неравенство возможностей семей с разным социально-экономическим статусом. Отчасти так устроена сама система: в школы с углубленной подготовкой, гимназии и лицеи набирают на конкурсной основе, у детей из бедных семей с более скромным уровнем подготовки меньше шансов туда попасть. Специализированные классы есть в 10% школ, в основном, сосредоточенных в городе, они доступны лишь четверти детей. Но у неравенства есть и обратная сторона, связанная с приоритетами и разным уровнем информированности семей. Так, например, родители с высшим образованием выбирают углубленное изучение предметов, связанных с престижными направлениями в вузах, перспективными профессиями. Менее образованные семьи предпочитают физкультуру, спорт и военное дело. «Вероятно, в этой группе доминирует убеждение, что специализации, связанные со «службой государству», дают больше гарантий для стабильного дохода», – отмечено в докладе. 

Серьезной проблемой названа непрозрачность поддержки талантов в школах, высокий уровень закрытости этой системы, субъективность тех, кто принимает решения. «Существует высокий риск того, что таланты детей, которые на ранних этапах не демонстрируют способностей к освоению образовательной программы, в дальнейшем останутся без внимания», – сказано в исследовании. В школе нет формализованных критериев – как выявлять таланты, как их поддерживать, опросы показали высокий уровень субъективности. Учителям не хватает и мотивации внимательнее искать таланты, система поощрения этой работы тоже нуждается в донастройке.

«Нужно повысить внимание к условиям, создаваемым именно в массовой школе, чтобы соблюдался декларируемый принцип: «каждый ребенок талантлив». Также нужно стремиться увеличить охват детей организациями, занимающимися выявлением и развитием талантов. При этом важно, чтобы поддержка школ велась не за счет перераспределения ресурсов между школьным и внешкольным сектором, а на основе вариативных (для разных территориальных условий) моделей взаимодействия», – говорится в докладе.

Исследование «Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях» можно прочитать здесь