Школе не хватает «золотой середины» – из-за выгорания молодых учителей
Один из главных выводов исследования можно назвать парадоксом: молодые учителя в большей степени подвержены профессиональному выгоранию, чем их старшие коллеги. Причин несколько. Одна из них – большая нагрузка, которая сразу же ложится на плечи человека, который только начал преподавать: «Молодые педагоги ограничены и во времени. Им его не хватает просто для создания семьи, налаживания личной жизни, воспитания своих детей». Также молодые учителя в большей степени зависят от величины стимулирующих выплат, а у этих выплат жесткая верхняя граница для тех, у кого мало стажа и невысокая профессиональная категория. А еще начинающие педагоги сталкиваются в дефицитом менторского сопровождения. В итоге – высокая вероятность разочарования в профессии.
На их фоне старшие педагоги оптимистичнее и психологически тверже, хотя и у них те же проблемы – большой объем работы, отсутствие полноценного отдыха. «Кроме того, надо учитывать, что педагоги старшего возраста чаще отрицают необходимость профессионального развития, – серьезное заблуждение, наиболее ярко проявляющееся в области цифровых компетенций», – говорится в исследовании. Авторы предлагают формировать специальные адресные программы углубления профессионального мастерства, которые бы строились с учетом этих особенностей.
Школе не хватает «золотой середины» – педагогов со стажем от 5 до 20 лет. Их доля незначительна, а они могли бы стать ядром школьного коллектива, как самая продуктивная и мобильная часть педагогического корпуса. «Небольшая представленность таких учителей в структуре педагогических кадров – это отсроченная проблема снижения качества образования уже на среднесрочную перспективу. Кроме того, как раз здесь можно наблюдать максимальную перегруженность сегодня. Жизненно важно обеспечить снижение неэффективной необязательной нагрузки в работе учителей», – говорится в исследовании.
Доклад издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, прочитать его можно здесь