• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Чемодан бумаг ничего о качестве образования не говорит» – на летней школе Инобра искали, на что опереться в измерениях в учебных заведениях

Классик сказал, что настоящая любовь похожа на привидение – все о ней говорят, но никто ее не видел. Это могло бы стать лозунгом в дискуссиях о качестве образования. Все его добиваются, но в школах нет ни общепринятых способов его оценить, ни общих подходов, как результаты такой оценки лучше воплощать в управленческие шаги. Проблему обсуждали на летней школе «Качество школьного образования: измерение, анализ, управление». Ее провели Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского и Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании.

«Чемодан бумаг ничего о качестве образования не говорит» – на летней школе Инобра искали, на что опереться в измерениях в учебных заведениях

КАК ОЦЕНИВАТЬ – ВСЕМ ИНТЕРЕСНО

Летнюю школу открыл Виктор Болотов – «отец ЕГЭ», в прошлом глава Рособрнадзора, а ныне заслуженный профессор Вышки. Он заявил, что «мы часто говорим: стало лучше, стало хуже... Но чаще всего это спекуляции, нет реальных оценок». 

«Это ключевая проблема, – только оценка качества позволяет понять эффективность инноваций, финансовых и законодательных интервенций и так далее. Управлять качеством всерьез, а не на уровне лозунгов, можно только имея систему оценки качества. Если ее нет, то все остальное – это просто разговоры, что быть богатым лучше, чем бедным».

Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель

Множество школьных управленцев пытаются нащупать, каким образом можно опереться на данные в разговоре о качестве школьного образования. В том числе и это вызвало  такой интерес к летней школе Инобра. 

«У нас 90 участников из 30 регионов и пяти стран. Не удивительно, что такой интерес к летней школе: несмотря на фундаментальность темы, многочисленные пособия и книги, она остается дискуссионной. Вернее, дискуссионны вопросы, как измерять качество, как представлять результаты. Центр имени Пинского не специализируется на оценке качества, но мы первыми в России предложили инструмент контекстуализации образовательных результатов, внесли вклад в изучение резильентности, предложили принципы «умной аналитики» для управления в образовании».

Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра

«ПРИХОДИТ КОНТРОЛЕР И СТУЧИТ ПО ГОЛОВЕ»

Тема измерений качества образования возникла в мировой повестке в 1980-х, когда в Европе восторжествовали новые рыночные принципы, а подход «люди голосуют ногами и деньгами» попытались применить к образованию. И сразу зашли в тупик. Например, кому именно система образования оказывает услугу? Ученику, или государству, которое выделило деньги и требует довести граждан до такого-то образовательного уровня, или обществу, или работодателю выпускника?.. О том, с какой позиции измерять качество, шли дискуссии много лет, в 2007 году возможные подходы обобщили в докладе ЮНЕСКО.

Чаще всего тему измерений качества увязывают со стандартами: придумаем их – и если образованием им соответствует, то оно хорошее. Но здесь тоже развилка: стандарт – это минимум, ниже которого падать нельзя, или недостижимый идеал? Мы оцениваем соответствие стандарту или наказываем за несоответствие? Контрольная модель уже не очень популярна в мире. Ее проблема: «как только начинаем думать своей головой, приходит контролер и стучит по этой голове, чтобы не отклонялись», рассказала Надежда Княгинина, научный сотрудник Лаборатории образовательного права

Одним из перспективных подходов можно считать ставку на внутреннюю оценку качества. Это когда администрация ставит цели, настраивает под них оценочные процедуры, а затем принимает решения, глядя на результат измерений. Но это и в вузах встречается не так часто, что уж говорить о школе. Также интересна идея измерять образовательный опыт и вовлеченность, а не результаты школьников. То есть не буквально то, помнит или не помнит он такие-то логарифмы из программы – потому что и учимся мы не для школы, а для жизни.


ЕГЭ НЕ ГОДИТСЯ, ВПР – ТЕМ БОЛЕЕ

На практике вопросы оценки качества сведены к тому, отвечает ли программа ФГОСам, проходит ли школа проверки и получает ли аккредитацию. 

«Все знают, что это игра «Собери чемодан документов и докажи, что у тебя качественное образование». Государственные школы по итогам проверок почти никогда не лишают аккредитации, я слышала о двух или трех случаях за все годы работы, каждый раз это был страшный скандал. По сути, это карго-культ: ты просто собираешь документы, может быть, тебе что-то посоветуют, а чаще – ощущение, что просто пришли, крови твоей зачем-то попили и ушли. Но чемодан правильно оформленных бумаг ничего про качество не говорит».

Княгинина Надежда Владимировна
Лаборатория образовательного права: Научный сотрудник

Пока нет массовых механизмов реальной оценки качества школьного образования. Не вполне корректно считать таковыми международные исследования типа PISA – они показывают только результаты на выходе. «В элитной школе могут быть потрясающие результаты по PISA, потому что там дети богатых родителей с репетиторами. И что это сообщает о качестве образования в школе? Ничего»,– объясняет Надежда Княгинина. ЕГЭ тем более не имеет отношения к этому вопросу, он измеряет только успешность освоения программы конкретным учеником. Поэтому общие результаты ЕГЭ и стараются не публиковать, чтобы не было спекуляций на эту тему. Самым пугающим инструментом в этой линейке Надежда Княгинина назвала ВПР (всероссийские проверочные работы), потому что именно их понемногу вводят в критерии оценки на аттестации и вообще в тему оценки качества. Но ВПР как институт отличается от ЕГЭ непрозрачностью качества заданий и туманным юридическим статусом, вернее даже, его отсутствием.  

ПЯТЬ ДНЕЙ ИГРАЮЧИ 

На протяжении пяти дней на летней школе интенсивные лекционные и практические сессии, проектные (игротехнические) блоки от опытных практиков и экспертов. Участниками стали директора школ и члены школьных управленческих команд, педагоги и исследователи в сфере образования, магистры и аспирант. Они познакомились с современными подходами к управлению качеством школьного образования и мониторингом, обсудили сетевое взаимодействие и кадровый потенциал в управлении, использование инноваций для повышения качества образования. Слушатели летней школы получили представление о том, как самостоятельно разрабатывать мини-стратегии управления качеством образования в своих школах.

Видеозапись отдельных сессий можно посмотреть здесь