• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Об итогах семинара, посвященного обсуждению институциональных изменений в педагогическом образовании

По итогам мониторинга высших учебных заведений, который завершился в канун 2013 года, единственной группой вузов, где более половины имели признаки неэффективности, стали педагогические институты и университеты. В мониторинге приняли участие 43 педагогических вуза. Сегодня Минобрнауки России находится в активном поиске направлений совершенствования системы  педагогического образования.



19 января 2013 года под руководством директора Департамента образовательной политики в сфере высшего образования А.Б. Соболева, вице-президента РАО В.А. Болотова и советника заместителя министра образования и науки России П.Б. Мрдуляша состоялся семинар ведущих экспертов педагогического образования, посвящённый обсуждению  институциональных изменений в этой сфере. Подготовку и организацию семинара взяли на себя Институт образования НИУ ВШЭ (научный руководитель, д-р пед. наук, профессор И.Д. Фрумин) и МГППУ (ректор, д-р психол. наук, профессор  В.В. Рубцов).

     
Целью семинара стало определение основных вызовов для современной педагогики и психологии, поиск главных  направлений модернизации педагогического образования.

Назовем лишь некоторые проблемы, которые обозначили участники семинара. Общеобразовательная школа работает по новым стандартам, но система педагогического образования не готовит учителей, в достаточной мере компетентных и готовых к их реализации. Отсутствует система квалификационных экзаменов, по итогам которых решается вопрос о «вхождении в педагогическую профессию» выпускников педвузов России: выпускники, получившие диплом о высшем образовании, априори признаются готовыми к работе в школе. Фактически существует двойной негативный отбор в системе педобразования, когда худшие абитуриенты приходят на образовательные программы по педагогике и не лучшие выпускники идут работать в школу и вузы.

Количество проблем в системе педобразования настолько велико, что их изучение и осмысление требует времени и особым образом организованной коллективной работы. Участники семинара сформировали задачи предпроектного исследования существующей системы педагогического образования в России, определили базовые принципы Программы институциональных реформ.

Результативность семинара была предопределена составом и компетенциями его участников. Это были директора государственных и негосударственных общеобразовательных учебных заведений, ректоры и сотрудники педагогических вузов и классических университетов, представители системы повышения квалификации, РАО, Министерства образования и науки России.

Участники семинара выразили свою заинтересованность и готовность к участию в разработке Концепции и Программы.   А.Б. Соболев отметил, что перемены в педагогическом образовании нельзя откладывать в «долгий ящик», поскольку именно учителя определяют будущее общества, формируя основы личностного развития учеников и студентов.  Особая ответственность за развитие этой сферы определяется и тем, что сфера педагогического образования - это та область, где государство является и заказчиком подготовки кадров, и основным потребителем.

Ближайшими планами определено создание Совета Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании, а также рабочей группы. В их состав войдут авторитетные ученые, практикующие педагоги, директора школ и другие ведущие эксперты в области педагогики и психологии.  Рабочей группе предстоит сформировать Концепцию и Программу институциональных реформ в сфере педобразования и представить их на рассмотрение Совету Минобрнауки.

 

Л.А. Борисова, канд. пед. наук, старший научный сотрудник

Института образования НИУ ВШЭ, участник семинара