В вузах слишком многого ждут от эффективного контракта – в исследовании рассказали о завышенных зарплатных ожиданиях преподавателей
Авторы провели опрос почти 400 преподавателей из нескольких вузов: в некоторых введен эффективный контракт, а в некоторых нет – тем не менее, там о нем наслышаны и уже составили какое-то мнение. На основании их ответов «можно предположить, что в вузах, где еще не действует система эффективного контракта, профессорско-преподавательский состав относится к ней настороженно и не в полной мере осознает перспективы позитивных изменений», – отмечено в статье.
Но, несмотря на пессимизм, в вузах, где такого контракта нет, отмечен «завышенный уровень ожиданий относительно своих будущих доходов». На деле же те, кто уже работает по контракту, скромнее оценивают рост своих зарплат: в частности, о таком росте за прошедший год заявили 24,4% (в вузах без контракта – 41%). Исследователи объяснили это «реакцией профессорско-преподавательского состава на уменьшение ставочной нагрузки при внедрении эффективного контракта, а также тем, что требования положений эффективного контракта выполняются самими преподавателями не в полном объеме». К тому же, зарплаты повышались плавно – система введена не вчера, и за эти годы доход преподавателей плавно поднялись на 40%. Также обнаружено, что преподавателям вузов, где ввели эффективный контракт, чаще приходится подрабатывать на стороне (64,9% против 46,8%), и у них стало меньше свободного времени.
Тем не менее, преподаватели высоко оценили эффективность системы для показателей их научной деятельности. Это публикации, гранты, участие в конференциях. Здесь ожидания в тех вузах, где контракта еще нет, также высокие – там преподаватели считают, что новая система подтолкнет их научную работу. Именно она в приоритете: «Для увеличения заработной платы 16,8 % респондентов готовы дополнительно заниматься научной и методической работой; 73,4 % – только научной работой; 67,1 % – только методической работой».
Статья будет полезна руководству вузов, которые только собираются вводить эффективный контракт – поможет рассчитать коэффициенты и критерии, опираясь на ожидания преподавателей. Прочитать ее можно здесь