• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Спроектировали онлайн для инженеров – Татьяна Семенова предложила модель, как внедрять МООК в технических вузах

Экономика России остро нуждается в инженерах: об этом говорят давно, как и о том, что нужно увеличить их выпуск в вузах. Но как это сделать? Включать массовые онлайн-курсы (МООК) в вузовские программы – один из очевидных рецептов: тогда практики лучших университетов будут доступны студентам по всей стране. Но о том, насколько эффективны онлайн-курсы в высшем инженерном образовании, до сих пор идут споры. Доказательное исследование начинает Татьяна Семенова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования: в своей работе она показала, что онлайн может не уступать очным курсам на инженерных специальностях, но при соблюдении определенных условий. Это стало темой ее диссертации кандидата наук об образовании (PhD HSE), на днях защищенной в Высшей школе экономики.

Спроектировали онлайн для инженеров – Татьяна Семенова предложила модель, как внедрять МООК в технических вузах

В основу работы легли данные нескольких исследований, включая данные эксперимента, проводившиеся среди студентов – в том числе и среди тех, кто проходил программы Вышки на Coursera. Автор диссертации поставила шесть исследовательских вопросов – не только о том, насколько эффективен онлайн для обучения студентов-инженеров, но и об их удовлетворенности обучением, роли разных типов мотивации и т.д.

Главный вывод – учеба в онлайне не приводит к снижению образовательных результатов (как, впрочем, и к их повышению). То есть объективно особой разницы между онлайном и офлайном нет, но дьявол, как известно, в деталях. Исследование показало значимое снижение удовлетворенности среди студентов, проходивших МООК. В том числе и из-за проблем с обратной связью: «Отсутствие преподавателя в онлайн-формате, по восприятию студентов, приводит к тому, что у них пропадает ощущение обучения, они начинают воспринимать изучение инженерных дисциплин как односторонний процесс, при котором нужно учить самого себя». А еще выяснилось, что студенты-инженеры гораздо спокойнее относятся к онлайну, если это формат для дисциплин, которые они воспринимают не как основные – гуманитарных, социально-экономических.

В диссертации Татьяны Семеновой сформулированы советы для тех, кто организует обучение на инженерных специальностях. Ознакомиться с диссертацией можно здесь