Спроектировали онлайн для инженеров – Татьяна Семенова предложила модель, как внедрять МООК в технических вузах
В основу работы легли данные нескольких исследований, включая данные эксперимента, проводившиеся среди студентов – в том числе и среди тех, кто проходил программы Вышки на Coursera. Автор диссертации поставила шесть исследовательских вопросов – не только о том, насколько эффективен онлайн для обучения студентов-инженеров, но и об их удовлетворенности обучением, роли разных типов мотивации и т.д.
Главный вывод – учеба в онлайне не приводит к снижению образовательных результатов (как, впрочем, и к их повышению). То есть объективно особой разницы между онлайном и офлайном нет, но дьявол, как известно, в деталях. Исследование показало значимое снижение удовлетворенности среди студентов, проходивших МООК. В том числе и из-за проблем с обратной связью: «Отсутствие преподавателя в онлайн-формате, по восприятию студентов, приводит к тому, что у них пропадает ощущение обучения, они начинают воспринимать изучение инженерных дисциплин как односторонний процесс, при котором нужно учить самого себя». А еще выяснилось, что студенты-инженеры гораздо спокойнее относятся к онлайну, если это формат для дисциплин, которые они воспринимают не как основные – гуманитарных, социально-экономических.