Математика – «для жизни» или «царица наук»?: сравнение ОГЭ с международными исследованиями заставило экспертов поспорить
Без теста не решим проблем страны
Идея сравнить разные подходы к оценке возникла у исследователей Инобра благодаря их «точкам сближения». PISA, пожалуй, самое авторитетное международное исследование, измеряет математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность у 15-летних. TIMSS – знания по математике и естественным наукам в 8 классе. Наконец, в 9-м классе все российские школьники сдают ОГЭ – по математике он обязателен. То есть, речь идет об одном предмете и (примерно) возрасте.
На этом сходство разных исследований, возможно, и заканчивается. Неслучайно Россия все эти годы показывала разные результаты в двух типах исследований – неплохие по TIMSS и средние по PISA. Разница в том, что PISA измеряет собственно математическую грамотность как умение решать повседневные задачи, а TIMSS – достижения в освоении учебной программы по математике.
«Сравнивать себя с ведущими странами мира по-прежнему надо. Появление российского аналога той же PISA маловероятно, хотя такие эксперименты есть, а вот подстраивать наши обязательные экзамены под эту задачу, наверное, возможно. Это серьезный вызов, но необходимый, потому что без качественной школы мы не решим ни одной проблемы нашей страны».
Каждое десятое слово – приказ
Исследование провели Анастасия Капуза и Павел Бучко из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. На этом этапе они сравнивали задания по степени их практикоориентированности, близости к возможным жизненным ситуациям. Для этого применили рамку из пяти индикаторов – новизна формулировок для ученика (например, не объясняется порядок действий), язык – обыденный или в терминах математики; жесткость структуры (повторяемость формулировок), ситуационная значимость (подаются ли задания так, будто решения могут повлиять на реальную ситуацию), а также предложенные обстоятельства решения (можно ли пользоваться источниками и т.д.).
Анализ показал, что задания PISA больше ориентированы на реальную жизнь. На 80% они состоят из бытовых понятий – в то время как задания TIMSS и ОГЭ наполовину из математических терминов. PISA гораздо более описательна (в четыре раза больше слов в задании), поэтому требует более развитых читательских навыков. Это непривычный формат для российских школьников: «Часто у нас сначала видят цифры, считают, а потом читают, о чем была задача», – пояснила Анастасия Капуза.
«Самый сложный текст для понимания учащимися этого возраста – это задания ОГЭ. И в ОГЭ больше императивных глаголов. Каждое десятое слово – призыв к действию. А кроме того, в среднем задания ОГЭ наименее ориентированы на контекст реальной жизни. В последние годы в ОГЭ появились блоки реалистичных задач, и это важная тенденция. Возможно, надо знакомить школьников с другим типом задач, менее жестким, более описательным, чтобы применять математику в жизни».
Капуза Анастасия Васильевна
Департамент образовательных программ: Старший преподаватель
ОГЭ меняется – но надо ли «догонять» PISA?
Доклад вызвал бурную дискуссию – начиная с того, что для измерений знаний и умений хороши разные подходы, и незачем сравнивать красное с круглым.
«Я вас уверяю, что, например, такое задание – круг разделили на три части, найдите градусную меру каждой – есть в той или иной форме и в ОГЭ, и в TIMSS, и в PISA. Три разные процедуры всё равно решают одни и те же вопросы»
Рослова Лариса Вячеславовна
Зав лабораторией математического общего образования и информатики Института стратегии развития образования РАО
«Когда мы начали делать ЕГЭ, я все время пытался уговорить математиков на некорректно поставленные задачки с двумя-тремя решениями или без решений вообще. Математики сказали: так не бывает. А жизнь сплошь и рядом состоит из некорректных задачек».
Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель
Иван Ященко, руководитель федеральной группы разработчиков экзамена по математике, вступился за ОГЭ – подчеркнул, что в 2020 году он радикально изменился, и это надо учитывать при доработке исследования, опираясь только на задания «нового поколения». Теперь там большой практикоориентированный блок.
«Многие задания ОГЭ берутся из нашей жизни – как, например, уже знаменитая задачка про шины, которую кто только не обсуждал. А еще знаю случай, когда женщина пришла на строительный рынок, чтобы ей что-то рассчитали по ремонту, а потом звонит дочери и говорит: я твою задачу решила, записывай»
Ященко Иван Валерьевич
Ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучных учебных предметов, математики и информатики ФИПИ
Анатолий Каспржак предложил прислушаться к тому, что исследователи говорят про императивный тон заданий:
«Это не «устоявшийся термин», как тут говорили, а привычка командовать, которая приводит к потере самостоятельности. Ну, а то, что трудно отказываться от командования учениками, как и от «научного» языка в пользу обычного – на том стояли, стоим… И если будем стоять дальше, то будем падать ниже».
Каспржак Анатолий Георгиевич
Департамент образовательных программ: Профессор
Полная видеозапись конференции доступна по ссылке
Презентация (PDF, 1.46 Мб)
Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель