• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Расшифруем ДНК успешности студента: 10 важных тем на конференции исследователей высшего образования

26 – 28 октября в Вышке пройдет конференция исследователей высшего образования. Темой этого года стали новые образовательные результаты для успеха и благополучия студента. По сути, это три в одном, но всё связано: ученые и практики давно обратили внимание, что, несмотря на все ресурсы университетов и старания студентов, именно в этих областях высшее образование «проседает». Универсальные компетентности и новые грамотности (проще говоря, умение подстраиваться под изменчивый мир, а не только расти в своей профессии) во время учебы в вузе развиваются не слишком активно. Беспокоит и низкий уровень благополучия студентов (в частности, психологического). Как эти вопросы будут обсуждаться и решаться на конференции – рассказываем в нашем гайде. Программа опубликована, до 19 октября можно зарегистрироваться в качестве слушателя, а некоторые ключевые дискуссии будут транслироваться в youtube.

Расшифруем ДНК успешности студента: 10 важных тем на конференции исследователей высшего образования

1. Как вузам «учить жить»

Гибким навыкам и новым грамотностям посвящено больше всего событий на конференции. Начинаем с пленарного доклада «Умные и\или знающие: в поисках баланса. Место универсальных компетентностей в содержании высшего образования» (26 октября в 12:50). Поговорим о том, как вузы решают вопрос, чему именно учить и что в приоритете – предметные знания или универсальные. А что по этому поводу думает рынок – узнаем на круглом столе «Может ли бизнес помочь вузам формировать универсальные компетентности?» (26 октября в 17:00), на котором выступят представители корпораций – Ростелекома, Росатома, Яндекса.

Отдельные сессии будут посвящены оценке новых образовательных результатов в университетах (26 октября в 15:00 и 27 октября в 15:00), роли преподавателей в формировании новых образовательных результатов (26 октября в 15:00), развитию универсальных компетентностей у педагогов (27 октября в 17:00), новым образовательным результатам в вузах (28 октября в 11:30). Также 27 октября в 15:00 узнаем, что пишут молодые исследователи об измерениях универсальных компетенций в высшем образовании. А на сессии «Практики развития мышления в высшем образовании» (28 октября в 16:00) представители разных подходов представят свои разработки.


2. Как развивать агентность

К теме гибких навыков вплотную примыкает тема активной самостоятельности, проактивного действия, предпринимательства – все вместе это называется агентность, ее исследования стали предметом большого стратегического проекта Вышки. Об агентности и самостоятельности студентов поговорим на сессии 28 октября в 14:00. Отдельный круглый стол будет посвящен предпринимательской экосистеме в вузах России (28 октября в 16:00): что есть сейчас и как ее менять к лучшему?

3. Как обеспечить благополучие?

Психологическое благополучие студентов начнем обсуждать на панельной дискуссии 26 октября в 11:40. В частности, будут представлены результаты всероссийских обследований студентов, а также результаты национального исследования деятельности психологических служб в российских университетах. Есть основания для беспокойства: на психологическое самочувствие студентов сильно повлиял ковид, и вне пандемии его показатели далеки от идеальных. Будем искать институциональные решения в этой области: в дискуссии примут участие руководители вузов, исследователи, психологи.

Тему продолжат сессии «Благополучие и студенческий опыт» 26 октября в 17:00 и 27 октября в 11:30.


4. А что предметные знания?

Какова роль университета в достижении образовательной успешности студентов? Это стало темой отдельной сессии, которая пройдет в два тура – 26 октября в 17:00 и 27 октября в 17:00.


5. Чем поможет «цифра»?

Высшее образование сильно изменилось за последние годы: всё большую роль играют онлайн-курсы, гибридная форма учебы и другие новые реалии. Какую роль это может сыграть в построении успеха студентов, обсудим на сессии «Цифровизация в высшем образовании», которая состоится 27 октября в 12:30 и 28 октября в 16:00. А 28 октября в 11:30 ждем на специальной сессии «Цифровые инструменты для выстраивания плана прохождения онлайн-курсов: продукты консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов».


6. Что могут сделать наставники?

Поддержка со стороны преподавателей всегда важна, разные ее стороны обсудим на сессии «Взаимодействие студентов и система педагогической поддержки» (27 октября в 15:00). Подробнее остановимся на академическом наставничестве (28 октября в 11:30): в центре дискуссии будут современные технология передачи знаний и опыта, вовлечения в учебную и исследовательскую деятельность. Рассмотрим специфику академического наставничества для разных групп – студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и молодых ученых. 


7. Что предлагает рынок труда?

Сессии «Трудоустройство и успешность выпускников» будут идти ежедневно: 26 октября – в 17:00, 27 октября – в 12:30, 28 октября – в 14:00.


8. Меры образовательной политики

26 октября в 17:00 поговорим о том, как региональная аналитика и политика высшего образования проявляется в успешности студента. Не секрет, что не только вузы, но и регионы борются за студентов, находят нестандартные управленческие решения. Обсудим как эти идеи, так и их внедрение в вузах. Продолжим тему на сессии «Образовательная миграция и академическая мобильность» 27 октября в 15:00.


9. Какую роль играет среда?

На успех и благополучие студентов влияет многое – даже университетский кампус. Ему будет посвящена панельная дискуссия 27 октября в 10:00: подискутируем о том, какие принципы закладывают в развитие своих учебных и рекреационных площадей вузы-лидеры и что востребовано студентами.


10. Главное – помочь на старте

Первокурсникам тяжелее всего, они еще не усвоили «правила игры», не всегда умеют действовать самостоятельно. Это подтвердила и пандемия, когда образовательные потери у первокурсников были выше всего. На специальной сессии «Роль первого года обучения в успехе студентов» (28 октября в 14:00) представим результаты исследований опыта первокурсников, обсудим их трудности и меры адресной поддержки.


Это лишь часть событий большой конференции. Кстати, в этом году пленарные заседания исследователей высшего образования объединены в одну программу с ИОТ-конференцией, посвященной индивидуальным образовательным траекториям. Это логично, потому что возможность построить свой трек в вузе – это тоже путь и к успеху, и к благополучию. Слушатели, зарегистрированные на конференцию исследователей высшего образования, смогут посещать и секции ИОТ-конференции.


Полная программа, подробности и регистрация здесь