Расшифруем ДНК успешности студента: 10 важных тем на конференции исследователей высшего образования
1. Как вузам «учить жить»
Гибким навыкам и новым грамотностям посвящено больше всего событий на конференции. Начинаем с пленарного доклада «Умные и\или знающие: в поисках баланса. Место универсальных компетентностей в содержании высшего образования» (26 октября в 12:50). Поговорим о том, как вузы решают вопрос, чему именно учить и что в приоритете – предметные знания или универсальные. А что по этому поводу думает рынок – узнаем на круглом столе «Может ли бизнес помочь вузам формировать универсальные компетентности?» (26 октября в 17:00), на котором выступят представители корпораций – Ростелекома, Росатома, Яндекса.
Отдельные сессии будут посвящены оценке новых образовательных результатов в университетах (26 октября в 15:00 и 27 октября в 15:00), роли преподавателей в формировании новых образовательных результатов (26 октября в 15:00), развитию универсальных компетентностей у педагогов (27 октября в 17:00), новым образовательным результатам в вузах (28 октября в 11:30). Также 27 октября в 15:00 узнаем, что пишут молодые исследователи об измерениях универсальных компетенций в высшем образовании. А на сессии «Практики развития мышления в высшем образовании» (28 октября в 16:00) представители разных подходов представят свои разработки.
2. Как развивать агентность
К теме гибких навыков вплотную примыкает тема активной самостоятельности, проактивного действия, предпринимательства – все вместе это называется агентность, ее исследования стали предметом большого стратегического проекта Вышки. Об агентности и самостоятельности студентов поговорим на сессии 28 октября в 14:00. Отдельный круглый стол будет посвящен предпринимательской экосистеме в вузах России (28 октября в 16:00): что есть сейчас и как ее менять к лучшему?
3. Как обеспечить благополучие?
Психологическое благополучие студентов начнем обсуждать на панельной дискуссии 26 октября в 11:40. В частности, будут представлены результаты всероссийских обследований студентов, а также результаты национального исследования деятельности психологических служб в российских университетах. Есть основания для беспокойства: на психологическое самочувствие студентов сильно повлиял ковид, и вне пандемии его показатели далеки от идеальных. Будем искать институциональные решения в этой области: в дискуссии примут участие руководители вузов, исследователи, психологи.
Тему продолжат сессии «Благополучие и студенческий опыт» 26 октября в 17:00 и 27 октября в 11:30.
4. А что предметные знания?
Какова роль университета в достижении образовательной успешности студентов? Это стало темой отдельной сессии, которая пройдет в два тура – 26 октября в 17:00 и 27 октября в 17:00.
5. Чем поможет «цифра»?
Высшее образование сильно изменилось за последние годы: всё большую роль играют онлайн-курсы, гибридная форма учебы и другие новые реалии. Какую роль это может сыграть в построении успеха студентов, обсудим на сессии «Цифровизация в высшем образовании», которая состоится 27 октября в 12:30 и 28 октября в 16:00. А 28 октября в 11:30 ждем на специальной сессии «Цифровые инструменты для выстраивания плана прохождения онлайн-курсов: продукты консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов».
6. Что могут сделать наставники?
Поддержка со стороны преподавателей всегда важна, разные ее стороны обсудим на сессии «Взаимодействие студентов и система педагогической поддержки» (27 октября в 15:00). Подробнее остановимся на академическом наставничестве (28 октября в 11:30): в центре дискуссии будут современные технология передачи знаний и опыта, вовлечения в учебную и исследовательскую деятельность. Рассмотрим специфику академического наставничества для разных групп – студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и молодых ученых.
7. Что предлагает рынок труда?
Сессии «Трудоустройство и успешность выпускников» будут идти ежедневно: 26 октября – в 17:00, 27 октября – в 12:30, 28 октября – в 14:00.
8. Меры образовательной политики
26 октября в 17:00 поговорим о том, как региональная аналитика и политика высшего образования проявляется в успешности студента. Не секрет, что не только вузы, но и регионы борются за студентов, находят нестандартные управленческие решения. Обсудим как эти идеи, так и их внедрение в вузах. Продолжим тему на сессии «Образовательная миграция и академическая мобильность» 27 октября в 15:00.
9. Какую роль играет среда?
На успех и благополучие студентов влияет многое – даже университетский кампус. Ему будет посвящена панельная дискуссия 27 октября в 10:00: подискутируем о том, какие принципы закладывают в развитие своих учебных и рекреационных площадей вузы-лидеры и что востребовано студентами.
10. Главное – помочь на старте
Первокурсникам тяжелее всего, они еще не усвоили «правила игры», не всегда умеют действовать самостоятельно. Это подтвердила и пандемия, когда образовательные потери у первокурсников были выше всего. На специальной сессии «Роль первого года обучения в успехе студентов» (28 октября в 14:00) представим результаты исследований опыта первокурсников, обсудим их трудности и меры адресной поддержки.
Это лишь часть событий большой конференции. Кстати, в этом году пленарные заседания исследователей высшего образования объединены в одну программу с ИОТ-конференцией, посвященной индивидуальным образовательным траекториям. Это логично, потому что возможность построить свой трек в вузе – это тоже путь и к успеху, и к благополучию. Слушатели, зарегистрированные на конференцию исследователей высшего образования, смогут посещать и секции ИОТ-конференции.
Полная программа, подробности и регистрация здесь