• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Дотянулись до Камчатки: студенты Вышки помогли подросткам заглянуть в будущее

О Камчатке большинство из нас знает очень мало – часто только то, что там гейзеры и это очень далеко. Студенты Инобра и других факультетов Вышки, те, кто учится на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», тоже знали немного, когда приехали туда. Две недели в Елизовском районе, общение с учениками 15 районных школ показали, что у здешних ребят очень разные устремления и представления о будущем – кажется, гораздо более полярные, чем у жителей материка. А школьники благодаря занятиям со студентами убедились, что «границы, которые установлены средой, можно отодвинуть», – так сформулировала участница экспедиции, студентка Анастасия Анненкова.

В экспедицию отправились магистранты и аспиранты Инобра, студенты нескольких программ бакалавриата Вышки – участники майнора, медиагруппа Факультета креативных индустрий. В Елизовский район они приехали вместе с экспертами Центра общего и дополнительного образования Алексеем Обуховым и Еленой Овакимян. Цель экспедиции – изучить, как можно получить качественное образование и выстроить позитивную социально-образовательную траекторию в регионе со сложными географическими, природно-климатическими и социальными условиями.   

«Нас интересовала проектная и исследовательская работа учеников, она связана с развитием универсальных способностей, которые помогают активно, продуктивно и эффективно жить в быстро меняющемся мире. В какой-то мере они противопоставлены позиции выученной беспомощности», – рассказал Алексей Обухов.

Профориентационные встречи со школьниками проходили в двух форматах: фокус-группа по специальному гайду о жизненных планах и устремлениях школьников, где обсуждали, какие профессии и зачем получать, кто планирует уехать, остаться или вернуться, и тренинг. В его рамках учились делать жизненный выбор и обосновывали его. Всё это – в игровой форме.

«Основная особенность – те, кто собирается идти в колледж (а таких от половины до двух третей, в зависимости от школы), скорее всего, останутся на Камчатке. А вот 10-11 класс большинство из тех, кто планирует туда идти, пока рассматривают как способ поступить в вузы на материке и уехать. Лишь немногие планируют поехать в ведущие вузы для того, чтобы вернуться на Камчатку в качестве профессионалов. Еще мы увидели большое разнообразие стратегий деятельности школ и устремлений школьников в зависимости от социального контексте населенного пункта. Очень разные ситуации в разных школах по району», – говорит Алексей Обухов.

Студенты провели множество интервью. Директора школ и представители администрации рассказали о специфике региона (например, оказалось, что во всех школах Елизовского района есть трудовые бригады), формах организации проектно-исследовательской работы, образовательных траекториях учеников и взаимодействии школ с внешним сообществом. Команде Вышки удалось поговорить и с родителями учеников, узнать об их включенности в жизнь школы и влиянии на профессиональный выбор детей. Беседы с учителями позволили сформировать запрос на дальнейшее развитие проектно-исследовательской деятельности.  Все это воплотится не только в статьях и квалификационных работах студентов, но и поможет разрабатывать большой проект, который Инобр начинает на Камчатке. В предпоследний день экспедиции в Корякской школе прошел семинар для учителей. 

Еще одна задача экспедиций – профессиональное развитие студентов Инобра и Вышки: они получили возможность поработать в полипрофессиональной команде, выйти за пределы аудитории и своими глазами увидеть, как по-разному могут воплощаться образовательные практики. Поездка состоялась в рамках программы поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», при поддержке проекта «Больше, чем путешествие» АНО «Россия – страна возможностей» и «Камчатинтур»


Подробнее о майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» можно узнать здесь.