• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении

С массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) связывали много надежд, особенно когда они только появились. Считалось, что новый формат преобразит как высшее образование, так и обучение взрослых. Отчасти это и происходит, но у МООК обнаружилась системная проблема, которая до сих пор не решена — подавляющее большинство слушателей не доходит до конца курсов и не добивается поставленных целей. Решению этой проблемы могут помочь данные, полученные Ксенией Вилковой, младшим научным сотрудником Центра социологии высшего образования. Она установила, какой инструмент лучше всего подходит для измерения саморегулируемого обучения, а с его помощью сделала выводы, какие навыки наиболее важны при прохождении онлайн-курсов, кто справляется с этим успешнее и как могут помочь интервенции. Исследование легло в основу диссертации на соискание степени кандидата наук об образовании (PhD HSE) — поздравляем Ксению с защитой.

Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении

Ученые уже установили, что успех в прохождении онлайн-курсов связан с тем, насколько развиты навыки саморегулируемого обучения. Это умение планировать, отслеживать и управлять своим учебным процессом. До сих пор не было понимания, какой именно из этих компонентов ключевой, — измерения в рамках диссертационного исследования показали, что это планирование. Нет ясности и в вопросе, насколько эффективны могут быть интервенции, «подталкивающие» студентов проходить курс до конца — они по-разному действуют на разные группы слушателей.

Ксения Вилкова изучила те инструменты, которые уже есть для измерения навыков саморегулируемого обучения, выделила пять лучших, а из них выбрала оптимальный: это «Саморегулируемое обучение в онлайн-среде» – Online Self-Regulated Learning Questionnaire (OSLQ). Автор исследования предложила уточненную схему валидизации инструмента, из которой исключен один из пунктов («Обращение за помощью»), потому что МООК почти лишены такого рода обратной связи. «Удаление компонента «Обращение за помощью» позволило нам улучшить согласие оригинальной шестифакторной модели инструмента с данными. Мы предлагаем обновленный вариант инструмента», — сказано в диссертации.

Исследование показало, что значимый вклад в получение высоких результатов вносят возраст и отсутствие прошлого опыта прохождения онлайн-курсов. «Это можно объяснить тем, что слушатели более старшего возраста могут обладать более развитыми навыками саморегулируемого обучения. Можно также предположить, что слушатели без предыдущего опыта онлайн-обучения могут быть более успешными из-за того, что у них отсутствует неудачный опыт обучения на МООК», — пишет Ксения Вилкова.

Измерение эффективности интервенций, направленных на развитие саморегулируемого обучения, в свою очередь, показало, что лучше всего они работают для лиц мужского пола и опять же для более старших слушателей. Таким образом возрастные студенты окружены сплошными преимуществами: и успешнее проходят онлайн-курсы, и интервенции действуют на них эффективнее.

С диссертацией Ксении Вилковой можно ознакомиться здесь