Тайна третьей миссии: что важнее для университета — служить обществу или охотиться за прибылью?
Традиционно акцент в вузах делается на образовании, а социальная миссия в российском академическом сообществе особо не оформилась. О ней заговорили в последние годы, но университеты начали активнее взаимодействовать с предпринимательским сектором, и третья миссия стала коммерциализироваться. Это породило дискуссию о том, действительно ли вузы ещё служат обществу.
В Америке для превращения университетских научных разработок в товар для извлечения прибыли придумали понятие «академический капитализм»
Социальную миссию университета правильнее делить на коммерческую и некоммерческую. В первую входит взаимодействие с промышленностью и приращение доходов университета, а в некоммерческую — вклад университета в развитие местного общества и региона.
Социальная деятельность университетов заметно проявилась во время пандемии:
-
Университетские программы и проекты, направленные на борьбу с пандемией и ее последствиями;
-
Оказание студентами медицинских вузов медицинской помощи больным;
-
Разработка и тестирование лечебных препаратов медицинскими вузами и стартап-проектами.
В ходе исследования Оксана Дремова опросила 25 сотрудников и 49 студентов Вышки в семи фокус-группах. По мнению участников, главная функция третьей миссии университета — в расширении его некоммерческой деятельности. К ней отнесли развитие местного сообщества, формирование культуры студентов и распространение знаний в обществе. Ну а привлечение коммерческих проектов участники поставили на последнее место.
Подготовил Константин Горчаков