• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

XII Сибирский форум образования

С 27 по 29 марта в Томске проходил XII Сибирский форум образования, организованный администрацией Томской области совместно с Министерством образования и науки РФ. Директор Центра университетского менеджмента Института образования Е.А. Князев принял участие в работе форума.

Томск выбран местом проведения форума не случайно: он является старейшим в Сибири крупным образовательным, научным и инновационным центром. 

Тема образовательного форума-2013 — «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования». В его работе приняли участие руководители подразделений Министерства образования и науки РФ, представители межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», ведущие специалисты и эксперты в сфере образования из 14 регионов России. 

Деловая программа форума была крайне насыщенной и включала пленарные дискуссии, семинары и круглые столы по актуальным вопросам образования. Первый пленар собрал более 400 человек, представлявших ведущие университеты страны, институты Академии Наук, инновационные компании. Проходил  образовательный форум в новом формате: темы для него  в этом году выбирали с учетом их актуальности для школ, вузов и средних специальных учебных заведений. Ведь реформы, происходящие в сфере образования, сформировали особую среду, в которой необходимо ориентироваться как обучающемуся  и преподавателю, так и работодателю.  На основании серьезной работы с экспертами были определены четыре основные темы, которые сегодня волнуют образовательное сообщество всех уровней:

  • глобализация образования,  обусловленная  вступлением  России в ВТО, в контексте  ее последствий для региональных систем образования;
  • взаимодействие работодателей и университетов  в условиях  перехода к массовой подготовке по двухуровневой  системе образования «бакалавр-магистр»;
  • электронное обучение, или e-learning, означающее, по сути, новую эру в обучении - с новыми вызовами и новыми возможностями для системы образования;
  • глобальные тренды и конкуренция территорий; и один из актуальных аспектов этого вопроса  - как создать  в регионе такую среду, чтобы  лучшие выпускники оставались учиться и работать в городах Сибири.

Под эти темы организаторами Форума  и приглашались признанные эксперты и специалисты.  Администрация Томской области высказала заинтересованность в участии в работе форума представителя  Института образования Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики». Наш Институт на форуме представлял директор Центра университетского менеджмента Института образования Е.А.  Князев.  Им было сделано содержательное выступление как на большом пленарном заседании, открывавшем все мероприятия форума, так и на пленаре,  посвященном проблемам и возможностям глобализации образования для регионов. 

Перед всеми уровнями образования в регионах стоят задачи построения эффективной модели образования и создания конкурентной образовательной среды. В этом контексте главным становится вопрос глобализации образования, при этом регионы должны формировать новые профессиональные стандарты исходя из мировых трендов и запросов работодателей. Из выступления  Е.А. Князева:  "Сегодня большие надежды возлагаются на территории, где есть национальные исследовательские и федеральные университеты, среди них - Томская область.  Эти регионы должны сделать профессиональное образование не просто отраслью, а драйвером развития, ведь национальные университеты - колоссальный ресурс для роста экономики и привлечения студентов со всего мира".

Большое внимание на форуме было уделено вопросу новых технологий,  системе  онлайн-обучения, возможности их гармоничного включения  в образовательный процесс.  В своем выступлении Евгений  Анатольевич подчеркнул, что  образованию ничего не остается, как научиться существовать в среде, где превалируют информационные технологии. И в этом, по его мнению, нет ничего опасного,  и востребованное сегодня обществом электронное обучение  надо развивать, но развивать так, чтобы не ухудшалось качество образования. Е.Князев: "Есть примеры ведущих мировых университетов, которые уже выкладывают в интернет фактически весь свой учебный материал. Это вызов всему образовательному сообществу в мире". 

Выступление нашего коллеги на форуме получило высокую оценку:  в адрес Исака Давидовича пришло благодарственное письмо от руководителя Департамента науки и высшей школы Администрации Томской области А. Пушкаренко, где, в частности, есть такие слова: «Присутствие представителя одного из ведущих НИУ России  "Высшей школы экономики" придало Форуму очень высокий статус». Такие оценки со стороны авторитетных специалистов вселяют уверенность, придают силы для дальнейших исследований и работы.

По итогам форума его участники отметили, что встреча прошла успешно и позволила по-новому оценить возможности регионального образования в  контексте общемировых образовательных тенденций,  а также подготовила  почву для развития и внедрения новых технологий. Значимость подобных высоких собраний, где в дискуссиях и переговорах рождаются согласие и практические результаты, трудно переоценить. Институт образования НИУ ВШЭ в лице своих экспертов и специалистов намерен и в дальнейшем  принимать участие в образовательных форумах, организуемых в регионах России, - с тем, чтобы делиться накопленными и новыми знаниями,  демонстрируя лидерство в образовательных инновациях, укрепляя  положение НИУ ВШЭ как лидера социально-экономических реформ, в том числе реформы образования, способствуя  продвижению модернизации образования в стране.