IQ по-русски: в Институте образования НИУ ВШЭ создадут современный отечественный тест измерения интеллекта
Это тест не для мониторинговых исследований в образовании. Он нужен затем, чтобы диагностировать нарушения и трудности в развитии отдельных детей — опираясь на это, предлагать им корректные образовательные траектории и поддержку. Риск неверной диагностики в этой области велик, а качественных инструментов на русском языке не существует. «Есть хорошие тесты, оценивающие отдельные компоненты интеллекта, не хватает комплексных, на которые могли бы опереться психолого-медико-педагогические комиссии, как нет и российских норм сравнения развития ребенка с другими детьми его пола и возраста, чтобы заключить: в этом он сильнее, а в этом слабее и нужна помощь», — поясняет Татьяна Канонир, руководитель исследовательской группы, доцент Института образования НИУ ВШЭ.
В Инобре планируют сделать современный компьютерный тест для детей школьного возраста, который не только станет передовым в России, но и сможет конкурировать с мировыми аналогами. Предстоит выбрать рамку, придумать спецификацию всего теста и разработать задания. Сама группа разработчиков заданий тоже в процессе сборки — заданий для такого теста потребуется очень много.
У интеллекта, в понимании психометриков, много компонентов — и вербальных (например, умение конкретизировать понятия, понимать их значение), и невербальных (допустим, умение манипулировать предметами в пространстве). Над полным списком умений и, соответственно, раскрывающих их заданий тоже предстоит работать. В целом интеллект — способность мыслить, решать проблемы, адаптироваться к меняющейся окружающей среде.
Массово применяться тест не будет. Это и не нужно. «Интеллект не раз становился полем раздора, когда на протяжении всей истории по этому признаку старались разделять людей. Если допустить массовое тестирование «на уровень интеллекта», то встает вопрос: а зачем мы это хотим узнать?» — поясняет Татьяна Канонир.
Еще одна причина, по которой тест не будет применяться массово: интерпретация результатов и подготовка отчета потребует профессиональной подготовки. Инструмент будет доступен только психологам, прошедшим обучение по его использованию и интерпретации результатов. Он получится технически сложным, понадобится отдельная платформа. Специалисты смогут проходить обучение и получать допуск, потому что задания будут засекречены, чтобы семьи не могли готовить к нему детей: такой подход поможет повышать культуру тестирования среди специалистов. «Психолого-медико-педагогические комиссии в этом также заинтересованы, есть такой запрос, потому что сегодня у них так мало инструментов, так мало времени на принятие такого важного решения для каждого отдельного ребенка и его семьи», — поясняет Татьяна Канонир.
Сейчас только начинается большая предварительная работа: по оценкам психометриков Инобра ВШЭ, только первый этап рассчитан на два года, в целом же создание инструмента может занять 5-7 лет.
Подробнее о вышкинских проектах, получивших грант РНФ здесь