• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

IQ по-русски: в Институте образования НИУ ВШЭ создадут современный отечественный тест измерения интеллекта

О том, что такое интеллект и из чего он состоит, написана не одна сотня учебников,  но никакого четкого и единого описания нет. Потому амбициозной выглядит задача его измерения. Если такие понятия, как креативность или критическое мышление, психометрики называют сложными конструктами, то интеллект — сверхсложный. И все-таки измерять его можно — уверены в Инобре – и уже делают первый шаг: проект получил грант Российского научного фонда.

IQ по-русски: в Институте образования НИУ ВШЭ создадут современный отечественный тест измерения интеллекта

© AI

Это тест не для мониторинговых исследований в образовании. Он нужен затем, чтобы диагностировать нарушения и трудности в развитии отдельных детей — опираясь на это, предлагать им корректные образовательные траектории и поддержку. Риск неверной диагностики в этой области велик, а качественных инструментов на русском языке не существует. «Есть хорошие тесты, оценивающие отдельные компоненты интеллекта, не хватает комплексных, на которые могли бы опереться психолого-медико-педагогические комиссии, как нет и российских норм сравнения развития ребенка с другими детьми его пола и возраста, чтобы заключить: в этом он сильнее, а в этом слабее и нужна помощь», — поясняет Татьяна Канонир, руководитель исследовательской группы, доцент Института образования НИУ ВШЭ.

В Инобре планируют сделать современный компьютерный тест для детей школьного возраста, который не только станет передовым в России, но и сможет конкурировать с мировыми аналогами. Предстоит выбрать рамку, придумать спецификацию всего теста и разработать задания. Сама группа разработчиков заданий тоже в процессе сборки — заданий для такого теста потребуется очень много.

У интеллекта, в понимании психометриков, много компонентов — и вербальных (например, умение конкретизировать понятия, понимать их значение), и невербальных (допустим, умение манипулировать предметами в пространстве). Над полным списком умений и, соответственно, раскрывающих их заданий тоже предстоит работать. В целом интеллект — способность мыслить, решать проблемы, адаптироваться к меняющейся окружающей среде. 

Массово  применяться тест не будет. Это и не нужно. «Интеллект не раз становился полем раздора, когда на протяжении всей истории по этому признаку старались разделять людей. Если допустить массовое тестирование «на уровень интеллекта», то встает вопрос: а зачем мы это хотим узнать?» — поясняет Татьяна Канонир.  

Еще одна причина, по которой тест не будет применяться массово: интерпретация результатов и подготовка отчета потребует профессиональной подготовки.  Инструмент будет доступен только психологам, прошедшим обучение по его использованию и интерпретации результатов. Он получится технически сложным, понадобится отдельная платформа. Специалисты смогут проходить обучение и получать допуск, потому что задания будут засекречены, чтобы семьи не могли готовить к нему детей: такой подход поможет повышать культуру тестирования среди специалистов. «Психолого-медико-педагогические комиссии в этом также заинтересованы, есть такой запрос, потому что сегодня у них так мало инструментов, так мало времени на принятие такого важного решения для каждого отдельного ребенка и его семьи», — поясняет Татьяна Канонир. 

Сейчас только начинается большая предварительная работа: по оценкам психометриков Инобра ВШЭ, только первый этап рассчитан на два года, в целом же создание инструмента может занять 5-7 лет.


Подробнее о вышкинских проектах, получивших грант РНФ здесь