• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

ХХ ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: современные вызовы» как площадка для обсуждения институциональных изменений в педагогическом образовании

24-27 апреля 2013 г. в Красноярске прошла ХХ ежегодная  Всероссийская научно-практическая  конференция  по педагогике развития «Практики развития: современные вызовы». В рамках конференции на разных площадках состоялись три ключевых мероприятия рабочей группы Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании, ядро которой составляют ведущие сотрудники Института образования НИУ ВШЭ.

Основной задачей конференции явилось обсуждение содержания и способов  Практики Развития в контексте современных вызовов. В чем исток и каковы средства, способы решения проблем современного развития в сфере образования? При каких условиях Развитие может стать Практикой?


В рамках конференции состоялись три ключевых события, которые были организованы совместными усилиями рабочей группы Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании, ядро которой составляют ведущие сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, Оргкомитетом конференции и Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.Н. Астафьева:

  • семинар «Создание педагогической интернатуры в КГПУ им. В.Н.Астафьева»;
  • встреча членов рабочей группы с профессорско-преподавательским составом и студентами КГПУ, представителями экспертного сообщества Красноярска и Красноярского края  «Будущее регионального педагогического образования»;
  • форсайт-сессия «Российское педагогическое образование 2023».

В ходе этих мероприятий были обсуждены актуальные проблемы подготовки педагогических кадров в России, лучшие практики и модели педагогического образования в регионах, осуществлена  экспертная оценка направлений и мероприятий, предложенных рабочей группой.

Проблемы, которые сложились в системе обеспечения кадрами учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования в целом по России, характерны и для  Красноярска: двойной негативный отбор, неготовность педагогов к реализации ФГОС общего среднего образования, «старение» педагогических кадров, не отвечающие времени образовательные программы и технологии их реализации, невостребованность лучших мировых практик подготовки и сопровождения педагогов в процессе их профессиональной деятельности и др. Обострение этих проблем в городе и крае,  готовность КГПУ и городских властей к их осмыслению и принятию управленческих решений  –  все это актуализировало мероприятия рабочей группы в этом сибирском регионе.
          

Создание педагогической интернатуры в КГПУ им. В.П. Астафьева

В работе семинара по вопросам организации педагогической интернатуры приняли участие члены рабочей группы Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании, заместитель министра образования и науки Красноярского края Геннадий Сухоплюев, руководитель Главного управления образования города Красноярска Алексей Храмцов, представители ректората и руководители филиалов КГПУ.

Открыли семинар член рабочей группы, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, профессор Анатолий Каспржак и глава города Красноярска Эдхам Акбулатов. Во вступительном слове глава города подчеркнул несомненную актуальность темы семинара, которая возрастает еще и потому, что задача обеспечения педагогическими кадрами образовательных учреждений   важна не только для региона, но и для всей России. Он отметил, что  в сегодняшних условиях растущего города очень важно, чтобы в новых детских садах и школах работали квалифицированные специалисты, преподающие по эффективным современным программам на основе инновационных образовательных технологий и оборудования. Глава города всецело поддержал идею открытия в Красноярске интернатуры и заверил, что она заработает в городе уже в текущем году.
И.о. ректора КГПУ, доктор философских наук, профессор Ольга Карлова   подчеркнула в своем выступлении, что создание интернатуры позволит решить задачу создания системы профессионализации студентов и молодых специалистов, их успешного трудоустройства и закрепления в школах.

В дискуссии приняли участие члены рабочей группы: Анатолий Каспржак, директор Центра тьюторства АПКиППРО Татьяна Ковалева, старший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Людмила Борисова, доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Митрофанов.
Член рабочей группы Александр Сидоркин, являющийся деканом факультета образования и психологии Роуд Айленд Колледжа (США),  прислал тезисы, в которых отметил, что идея годичной интернатуры для будущих педагогов в США достаточно популярна. В то же время он назвал ряд сложностей, связанных с  введением интернатуры в системе педагогического образования в России, которые, на его взгляд, делают включение обязательной интернатуры в перечень институциональных изменений преждевременным.
Собравшиеся согласились, что введение интернатуры имеет свои риски, и главный среди них – возможность превращения ее просто в удлиненную практику с целью закрытия вакансий в образовательном учреждении.
Профессор Карлова выразила готовность КГПУ стать опытной площадкой для реализации идеи о введении педагогической интернатуры в систему подготовки педагогических кадров в России.

«Будущее регионального педагогического образования» - встреча членов рабочей группы Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании с представителями экспертного сообщества Красноярска, Красноярского края, субъектов РФ

Другое направление  деятельности рабочей группы нашло отражение в рамках встречи в КГПУ, где собралось более 500 участников. Акцент здесь был сделан на основных направлениях институциональных изменений в педагогическом образовании и его складывающихся региональных моделях. Презентации Анатолия Каспржака, заместителя по образовательной деятельности директора Института педагогики и психологии К(П)ФУ Венеры  Закировой,  проректора Ярославскогого сударственного   педагогического   университета   Михаила  Соловьёва сопровождались многочисленными вопросами, комментариями и суждениями.

Мероприятия с участием членов рабочей группы Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании получили освещение в местных СМИ: интервью главы города Красноярска Эдхама Акбулатова и   профессора Анатолия Каспржака были продемонстрированы по новостным каналам Красноярского края.

Форсайт-сессия «Российское педагогическое образование 2023»

Форсайт-сессия – такой формат работы был выбран рабочей группой для обсуждения основных направлений институциональных изменений в  педагогическом образовании с участниками конференции.  Интерес к состоявшемуся мероприятию был высок: к началу сессии в зале педагогического колледжа, где она проходила, свободных мест не осталось.

К дискуссии на этом этапе подключились известные ученые и эксперты в области педагогического образования: директор Института социологии образования РАО, профессор, академик РАО Владимир Собкин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, профессор Исак Фрумин, ведущий научный работник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ, профессор Борис Эльконин, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова и др. 
Ведущими форсайт–сессии стали члены рабочей группы директор Института психологии и практик развития, профессор Борис Хасан и профессор Анатолий Каспржак. Вместе с собравшимися они говорили о возможных последствиях реализации предлагаемых институциональных изменений.
Участвующий в дискуссии главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков  подчеркнул, что ныне действующая школа создавалась и развивалась в рамках индустриального общества, а в условиях постиндустриального общества,  сложившегося к началу второго десятилетия ХХI века, в образовательных системах  сформировались новые тренды, нуждающиеся в глубоком осмыслении. Полноценно отрабатывать идею о ресурсах для обеспечения этих трендов, в том числе о педагогических кадрах как одном из базовых ресурсов, можно лишь после их глубокого и всестороннего осмысления.

Разброс мнений и высказываний участников форсайт-сессии был диаметрально противоположным. Некоторые вспоминали свои школьные годы и находили в системе подготовки педагогических кадров тех лет множество сильных сторон (это очевидно и неоспоримо). Другие вопрошали, о какой подготовке учителя можно вести речь,  если школа все равно «отомрет» как социальный институт, и предлагали переключить внимание на другие аспекты образовательной деятельности. Большинство участников форсайт-сессии поддержали резюме презентации профессора Каспржака о том, что в среднесрочной перспективе актуальными станут следующие идеи, которые и следует положить в основу развития педагогического образования и профессионального развития педагога:

  • ориентация на   получение высшего педагогического образования по одной из нескольких возможных моделей,  например, «Традиционной»,  «Университетской», «Подготовки на рабочем месте» и т. д.;
  • отложенное принятие окончательного решения относительно выбора профессии (как правило, после бакалавриата);
  • отбор кандидатов  через систему тестов, анализ личного дела и собеседование в ходе подготовки педагогов;
  • смещение акцента  в сторону практической компоненты, когда основой подготовки становится разветвленная система практик и многочисленных стажировок (клинический метод),  во время которых обучающиеся, большинство которых составляют не студенты, как сейчас, а   начинающие учителя, работают самостоятельно в качестве учителей;
  • «вхождение» в профессиональную деятельность  через  независимый профессиональный экзамен, интернатуру, супервизию на рабочем месте;
  • необходимость создания «кадровых перспектив» внутри учительской профессии с целью закрепления молодежи   и становления системы непрерывного педагогического образования;
  • разработка и внедрение стандарта профессиональной деятельности и ФГОС ВПО.

Рабочая группа Министерства образования и науки РФ по педагогическому образованию предлагает и отрабатывает такие идеи и институциональные изменения,  которые позволят системе педагогического образования стать ресурсом для инновационного развития России.


Статья подготовлена по материалам, предоставленным Людмилой Борисовой,

секретарем  рабочей группы Министерства образования и науки РФ

по институциональным изменениям в педагогическом образовании