Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований
19 июня в рамках конференции сотрудники Института образования ВШЭ провели сессию «Опыт вторичных исследований преподавателей и студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» НИУ ВШЭ».
Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований» проводилась 19-20 июня 2013 г. в Москве по инициативе Российской академии образования.
Основная цель конференции: представить результаты углубленного анализа данных международных исследований PIRLS-2011 и TIMSS-2011, привлечь внимание к проблемам российского образования и необходимости создания эффективной системы национального мониторинга.
Перед российскими участниками конференции были поставлены задачи: оценить свои достижения в глобальной перспективе, понять конкурентоспособность российской системы образования, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути совершенствования, используя богатый российский и зарубежный опыт.
19 июня в рамках конференции сотрудники Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ провели сессию «Опыт вторичных исследований преподавателей и студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» НИУ ВШЭ». На сессии, которую вели Юлия Тюменева и Татьяна Хавенсон, коллеги представили доклады с новейшими результатами своих исследований.Открыл сессию доклад Юлии Кузьминой и Галины Лариной «Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов?» ( Презентация доклада). В этом выступлении рассматривались существующие способы оценки успешности образовательных систем на примере результатов исследования PISA. Были показаны основные причины невозможности прямого сравнения результатов мониторингов такого типа и предложен способ оценки эффективности через оценку эффекта одного года обучения.
Доклад Татьяны Хавенсон и Мартина Карноя «Могут ли международные тесты дать информацию для политики в образовании: пристальный взгляд на достижения студентов России и ее соседей» познакомил с интересным опытом дополнения данных международных тестов качественным исследованием. Авторы рассказали, что анализ данных TIMSS и PISA поставил новые вопросы, поиск ответов на которые проходил с помощью фокус-групп и интервью с экспертами.
Следующим был доклад Марины Пинской, Дарьи Шаповаловой и Анны Соловьевой «Что может дать анализ международных исследований для понимания образовательного неравенства в стране» ( Презентация доклада). Авторы коснулись конкретных вопросов, связанных с понятием резильентности – достижением высоких результатов в международных исследованиях школьниками из социально неблагополучных семей. Этот феномен уже достаточно изучен на данных PISA, однако авторы предположили возможность проведения похожего исследования на данных TIMSS, а также возможность использования нового понятия «провалившиеся» - зеркального в смысловом отношении к резильентности.
В докладе Юлии Тюменевой и Алёны Вальдман «Первые результаты сравнительного анализа данных выполнения тестов TIMSS-2011 и PISA-2012 одной и той же выборкой российских учащихся» ( Презентация доклада) был сделан акцент на выявление степени, в которой навыки учащихся в TIMSS могут дифференцировать успешность учащихся в PISA. Было показано, что только усвоенный на высоком уровне материал по предмету позволяет учащимся переносить знания в реальные жизненные ситуации. В заключительной части выступления авторы сформулировали и обсудили последующие этапы анализа уникальной базы российских учащихся.
Показательно, что секция собрала действительно много слушателей, причем слушателей с активным интересом, задававших немалое количество острых и «неудобных» вопросов. В этом живом обсуждении хотелось бы выделить вопрос Галины Ковалевой, вобравший в себя сомнения, переживания и опасения многих специалистов, радеющих о проблемах отечественного образования: «Не следует ли из наших исследований, что объединение сильных школ с отстающими может стать пагубным решением и негативно повлиять на результаты учащихся?» Участники сессии согласились с тем, что такой риск есть, и ещё раз подчеркнули важность научного анализа и исследований для развития образовательной политики и практики.
По итогам конференции участниками был сделан ряд предложений, одно из которых прозвучало на секции Международной лаборатории образовательной политики Института образования ВШЭ:
- Предложить специалистам, ведущим углубленный анализ данных международных исследований, провести дополнительное исследование выявленной в отечественной школе тенденции «потери шансов» наиболее успешными и социально благополучными группами учащихся, определить стоящие за ней факторы и возможности их коррекции. Рекомендовать специалистам в области оценки качества образования разработать методику сбора и учета информации, касающейся социально-экономического статуса образовательных учреждений и отдельных групп учащихся.
Марина Пинская: «Мне кажется, что это важное предложение, отражающее наши научные интересы и соответствующее тому, какие акценты в формировании образовательной политики мы считаем первостепенными».
Подробнее о конференции
В конференции приняли участие 145 человек: 26 зарубежных участников из 12 стран (Армения, Гондурас, Канада, Норвегия, Казахстан, США, Словакия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Румыния, Япония) и 119 участников из 31 субъекта Российской Федерации.
Международную Ассоциацию по оценке образовательных достижений IEA представляли Президент Ассоциации Анне-Берит Кавли(Anne-Berit Kavli) из Директората Норвегии по образованию и подготовке кадров (Norwegian Directorate for Education and Training), а также Паулина Корснакова (Paulina Korsnakova) из Секретариата Международной Ассоциации IEA. От Международного координационного центра исследований TIMSS и PIRLS в конференции принял участие Пьер Фой (Pierre Foy), директор по формированию выборки, психометрике и анализу данных.
Министерство образования и науки РФ представляли заместитель министра И.М. Реморенко, заместитель руководителя Департамента государственной политики в области общего образования П.А. Сергоманов и начальник управления департамента Б.Б. Соловьев. В конференции также приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Всемирного Банка, нескольких издательств. Информационная поддержка осуществлялась РИА-Новости (проект "Социальный навигатор"), Учительской Газетой и Издательским домом «1 Сентября».
Научный руководитель и основной ведущий конференции – Виктор Болотов, вице-президент РАО, научный руководитель Центра оценки качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
На конференции ее участники имели возможность изложить и обсудить российские результаты по математике и естествознанию в исследовании TIMSS-2011 и читательской грамотности в исследовании PIRLS-2011; получить полное представление о разнообразии исследований в сфере оценки качества образования, которые проводит Международная Ассоциация IEA; осознать, какие требования и стандарты обеспечивают надежность результатов международных сравнительных исследований (МСИ); а также обсудить направления повышения эффективности использования данных исследований TIMSS и PIRLS с целью управления качеством образования.
Представители всех стран-участниц конференции сделали доклады о направлениях использования результатов МСИ для совершенствования качества образования в своих странах.
При обсуждении направлений совершенствования российского образования для российских специалистов было важно услышать реакцию зарубежных коллег на выявленные проблемы в исследованиях PIRLS и TIMSS, совместно оценить надежность наших выводов и гипотез, понять, существуют ли и как решаются подобные проблемы в других странах.
Ознакомиться с программой и материалами конференции можно здесь: http://www.centeroko.ru/conf2013/conf2013_rus.htm
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!